ZoRDoK
03.02.2011

Голые и голубые

pocket battles карманные сражения z-man games wargames варгеймы z-man games wargames варгеймы

Путём различных разменов в мои руки совершенно случайно попала игрушка, о которой долго и не слишком плодотворно шумел интернет осенью. Это Pocket Battles (Карманные Сражения). Правда, рекламировали тогда локализованную версию с эльфами и орками, мне же достались более традиционные боевые народности - древние римляне и кельты. Про римлян все мы знаем. А кто же такие кельты? Глянув в Википедию (главный источник информации современного поверхностного интеллектуала), я обнаружил, что это, собственно, европейцы. За исключением южной Испании, и, разумеется, Италии. (фотки с БГГ, частично Taran'а



Древние кельты в бою были ужасны — они не надевали никакой одежды и красились в синий цвет. Зрелище толпы голых синих воинов само по себе приводило противника в ужас, о чем написал даже Юлий Цезарь.

Итак, голые и голубые кельты против стойких и дисциплинированных римлян. И всё это в виде варгейма на тайлах: небольшое требуемое пространство, малое время партии, много фана? Давайте проверим. 

Компоненты

Малюсенькая коробочка, чуть толще обычных карточных игрушек (типа "Нет, спасибо" и "Саботажника"). Внутри прямоугольные плотные тайлы войск со значками и парой циферок, правила и две карточки по символам. В общем-то и всё, приступаем в правилам.



Правила

Написаны они ужасно. Там страниц 12-ть воды, повторов, несуразных примеров и какой-то ерунды, хотя правил в игре раз, два, и обчёлся. В общем, "суть токова":

Игра делится на два эпизода. В первом мы набираем войска и выставляем их, во втором ими сражаемся. Договариваемся об очках, на которые набираем, они должны быть кратны 10-и и лежать в рамках 60-100 очков. Очки на юнитах написаны слева в монете.



Юниты составляют отряды (в правилах отряды из карточек названы Unit, а сама карточка Troop). Справа от монетки в квадрате написано второе число - сколько максимум юнитов может быть в отряде, где состоит этот юнит. Написано на юните 2 - значит он в бой пойдёт только вдвоём, а если третий присоединиться, то ставить юнита с цифрой 2 нельзя уже. 

Составляем группы юнитов на очки, по очереди выставляем на поле. Поле разделено от игрока к игроку на 5 линий вдоль, и на 3 поперёк (центр и два фланга - как в Мемуарах). Собственно, в центральной линии войска, которые сражаются в ближнем бою, и по две линии у каждого игрока: авангард и арьергард (то бишь тыл). 

У каждого есть приказы, игроки отдают их по очереди отрядам. Чтобы отдать приказ, надо положить один жетон + столько, сколько уже жетонов с приказами на нём лежит. Так и ходят, пока жетоны не кончатся.



Бой разделён на раунды. Раунд - это игра всех своих 6-и, 7-и или сколько там набрали - приказов. Каждый раунд разделён на ходы. Сходил отрядом - дай другому.

Каждый ход можно совершить передвижение каким-нибудь отрядом нахаляву (то есть, не тратя приказ), а затем (обязательно) отдать приказ любому юниту, кроме того, которого вы двигали. 

Приказов, в общем, всего три типа: стрелять, пойти в атаку и спец-действие  (коих всего 3-и в этом наборе). На юнитах нарисованы кубики. Чёрные - только ближняя, белые - только дальняя атака. Некоторые юниты могут и то, и то, но это редкость. Также на юнитах есть некие пассивные фичи, которые распространяются на вес отряд, пока юнит в нём и не убит. Состыковывать на поле боя израненные юниты нельзя. 

Бой тоже прост - если вы стреляете, просто бросьте кубик и посмотрите, сколько повреждений. Столько враг и потеряет жизней у юнитов. Если идёте в атаку, то выхода три у противника - пойти наперерез (вы атакуете его, он контратакует), выстрелить (ваши выжившие атакуют отряд по вашему выбору) или ничего не делать (вы просто атакуете отряд по выбору). Юниты погибают сразу - т.е. бой не параллелен, если юнит погиб, то он уже не контратакует.

Есть ещё правила захода с фланга в тыл, если вы выбили всех с какого-либо края, но и, в общём, всё.

Игровой процесс

Мы провели две партии. Одну я играл за кельтов, вторую за римлян. Оба раза выиграл. За кельтов мы взяли по 60 очков. И стали набирать войска.

Жена составила разнородные войска, чтобы в каждом и конник, и пехота и лучник. Вперёд выставила Императора (даёт жетон приказа на игру и возможность в один ход задействовать два юнита сразу), одну катапульту и ещё какого-то чела. В общем, на стройные римские фаланги это было мало похоже.



Я наоборот сделал кучки из однороных войск, в тыл поместил местного Колдуна(лечит и даёт доп кубик). В авангарде поставил "героя" - сильного лучника. По флангам кавалерию и разные экспериментальные юниты (у кельтов дофига индивидуальных юнитов, чего стоит Прапорщик, который вообще не умеет воевать). Экспериментальных быстро вынесли, но жена допустила ошибку: прозевала героя, который выносил её войска только так, выстрелами. Подставила императора под атаку. И пару других просчётов.

В тяжёлых боях я выиграл.

Второй раз всё было куда быстрее и жёстче. 70 очков. Я взял римлян, в центр поставил Катафрактарии (тяжёлая конница), по флангам лучников с боевым юнитом (чтобы скрыть замыслы при расстановке, ну и не оставить их беззащитными), лёгкую конницу, преторианцев, а также все дальнобойные юниты - катапульту (онагру), баллисту и скорпион (типа большого стреломёта). 

Сначала я пострелял скорпионом и снял Героя, затем вышел навстречу большой армии специальным юнитом-смертником, а потом напал Катафрактариями, и вынес всю тяжёлую конницу Кельтов без единой потери со своей стороны. Катафрактарии имеют при атаке бонус 2 кубика (вместо одного), у них на вероятность попадания 1/2 (а их самих три), да ещё мой колдун дал кубик.



В следующий ход та же участь постигла метателей дротиков, и даже мои крупные потери на правом фланге не спасли положение Кельтов - баллиста стреляет по Королевской Колеснице, я получаю требуемое число очков до победы (половину стоимости вражеских войск) и к концу первого же раунда становлюсь победителем.

Впечатления

Игра мне очень понравилась. Во-первых, она действительно умещается в карман. Во-вторых, это максимум 30 минут, а чаще и того меньше. Разумеется, паралитики и тут смогут развести всё часа на два, но обычно выигрывает тот, кто собрал лучше войска в стадию подготовки.

Символов на карточках иногда много, но их запомнить проще, чем символы из RftG. В общем, хорошее понимание символов, и грамотное распределение юнитов с такими символами по отрядам отдаст победу в ваши руки. Там и бонусы на число кубиков в различных ситуациях, и бонусы на повреждения, на выкладку приказов, на движение, есть даже штрафы. 



Тактическая составляющая реализована на ура. Кубики иногда сильно расстраивают, но всё же не часто. Если грамотно подобрать юниты, то можно сделать либо сильные, но редкие атаки, либо частые, но слабые. Есть интересные стратегии, связанные с правилами боя. Например, совершенно случайно втиснутый на остаток очков юнит спас мою тяжёлую кавалерию, потому что принял на себя атаку мощного врага, пока я расправлялся с его лучниками. 

Римляне в целом более сильные чем кельты. Их войска при той же стоимости обладают лучшими навыками. У кельтов много одиночных войск, которые быстро мрут, потому что римские войска при схожей мощности могут ходить в приличных отрядах, да и стоят дешевле. Сетап, как справедливо замечают на БГГ, зачастую дольше самой игры. Но при всех минусах, это отличная военная глубокая игра. И она для меня куда лучше Мемуаров, потому что в те так просто не сыграешь, а Покет Батлс достал, разложил, и уже незаметно для себя втягиваешься в процесс. Напоминает игра чем-то мини-Берсерк. Понравится она и ККИшникам, т.к. все игры серии соединимы, и, в целом, юнитов можно составлять из разных наборов. 

Плюсы игры

+ Компактная
+ Доступные правила
+ Без текста
+ Короткое время партии
+ Понятная и логичная боёвка

Минусы игры

- Плохо написана книга правил, перевод на русский ещё хуже (ошибки -смысловые и в самих правилах)
- Римляне немного сильнее, при общих равных условиях
- Выбор своей "колоды" дольше, чем её реализация. 
 
Итог

Игра очень хорошая. Попробуйте её как-нибудь. По времени это филлер, по ощущениям - отличная блиц военная сратегия. Итог - 8 баллов из 10 (с тенденцией к снижению до 7-и, когда надоест). 


 
ZoRDoK
Ест-есть, я уже успел разругать перевод. =) Слоновья нога на катафрактах переведена как "они не могут двигаться", а на самом деле они не могут совершать бесплатного действия, но могут перемещаться за приказ или атаковать.
03 февраля 2011 23:29
Gravicapa
ZoRDoK написал:
Хм, а ты случайно не Георгию (behemot) продал? =) Вдруг у меня как раз твой... там ещё перевод на русский в маленьких карточках размером с саму коробку.

Которые заламинированы :) Оно - мир имеет форму чемодана, во истину так. Тогда там ошибка в памятках есть, но я не помню какая :)))
03 февраля 2011 21:22
Zinger
А я вот наоборот считаю, что механика очень даже логична (ну может быть за исключением того, что атакуемый отряд нужно обязательно "вытаскивать" в зону сражения) и атмосферна в плане битвы!
03 февраля 2011 18:43
VDmitry
В некоторые игры партий 5 можно сыграть за один присест, только потому что они быстрые. 10 раз в карманные битвы и 10 раз в Войну Кольца - сильно разные вещи.

Мне карманные битвы сильно не понравились. Механикой битв в первую очередь. Совершенно не напоминает битву.
03 февраля 2011 18:39
ZoRDoK
Хм, а ты случайно не Георгию (behemot) продал? =) Вдруг у меня как раз твой... там ещё перевод на русский в маленьких карточках размером с саму коробку.
03 февраля 2011 18:00
Gravicapa
Ну мы в "Ислу" уже раз 25-30 сыграли, у меня дочка её требует каждый день :) И не надоедает. В Бэттл отыграл уже столько же с отцом.
Просто я пытался найти в игре то, что нашли другие, которые ей восхищаются. Партии короткие, поэтому в короткое время сыграли много, мы вообще до новых игр жадные :) И не отыскал, поэтому продал :)
03 февраля 2011 17:31
ZoRDoK
Если я в какую-то игру сыграю 10 раз, это уже будет означать, что игра просто отличная. За 10 раз любое чудо надоедает, кроме Доминиона.
03 февраля 2011 17:08
Gravicapa
А мне игра НЕ понравилась, жене моей тоже. Сыграли партий 10, на этом решили закончить...Хотя изначально возлагал надежды, прочитав хвалебные отзывы, да и рекламы было ооочень много.
НЕ понравилась многим: оформлением, самой системой боёв на кубиках, системой команд, в общем всем - не моя игра. Слишком просто после BattleLore (вернее вообще ни как), слишком умно после ZombieDice (зачем усложнять дуэль на кубиках тайлами отрядов). Извиняюсь за столь грубое сравнение последнего. Понимаю, что сие мнение не вызовет положительных эмоций у фанатов игры, но "что есть"....
Единственный несомненный "плюс" - мобильность и цена.
03 февраля 2011 16:15
Дмитрий
Я вот например был бы очень рад, если бы в России выпустили следующую игру данной серии (если ее, конечно, выпустит оригинальный издетель). Или на пример тех же римлян на русском. С другой стороны, тут в принципе не на столько важно чтобы она была на русском языке, т.к. в большинстве игра языконезависимая. А вот если какие дополнительные правила будут (ведь шел слух, что и ландшафт уже придумали для данной игры), то было бы круто увидеть их на русском!
Настолкоманы, будут еще игры карманники??? Можно считать продажу эльфов и орков более менее удачными в россии? Или же все-таки геммороя больше чем выхлопа?
03 февраля 2011 15:57
ZoRDoK
st8ic написал:
dumbiaZ написал:
Вот я например очень удивлен, что при всех плюсах, данная игра не очень популярна. Лично мне очень нравится.
Могу предположить, что она непопулярна отчасти именно в силу своего формата: я вот пока не рассматриваю Pocket Battles к покупке потому, что не вижу в ближайшем будущем ситуаций, когда бы у меня была возможность сыграть с кем-то, но не было бы возможности разложить "полноценную" настолку.


У меня такое сплошь и рядом - на двоих мы играем редко, и только во что-то быстрое. Полноценные - это игры 3+.
03 февраля 2011 15:40
ZoRDoK
Yaremchuk написал:
Что ни обзор, то камень в огород Мемуаров. =)

>>да ещё мой колдун дал кубик.
У римлян тоже есть колдун ?


Мемуары - хорошая игра, с которой интересно сравнивать. А у римлян тоже есть, некий Imaginifer, кажется. Он просто добавляет кубик, не лечит. Лечилка в принципе - убогое свойство, тратит целый ход.
03 февраля 2011 15:38
dumbiaZ
st8ic написал:
dumbiaZ написал:
Вот я например очень удивлен, что при всех плюсах, данная игра не очень популярна. Лично мне очень нравится.
Могу предположить, что она непопулярна отчасти именно в силу своего формата: я вот пока не рассматриваю Pocket Battles к покупке потому, что не вижу в ближайшем будущем ситуаций, когда бы у меня была возможность сыграть с кем-то, но не было бы возможности разложить "полноценную" настолку.


А мне кажется должно быть как раз наоборот. При нашем ритме жизни собрать народ для большой настолки очень сложно. В вот в быструю игру для двоих практически всегда можно сыграть.
Ну а ее формат (размер) - так это вообще отдельный разговор. Наверное впервые размер упаковки соответствует размеру содержимого и это очень круто! и удобно...
03 февраля 2011 14:54
st8ic
dumbiaZ написал:
Вот я например очень удивлен, что при всех плюсах, данная игра не очень популярна. Лично мне очень нравится.

Могу предположить, что она непопулярна отчасти именно в силу своего формата: я вот пока не рассматриваю Pocket Battles к покупке потому, что не вижу в ближайшем будущем ситуаций, когда бы у меня была возможность сыграть с кем-то, но не было бы возможности разложить "полноценную" настолку.
03 февраля 2011 14:50
SkyRover
dumbiaZ написал:
Есть еще кто-нибудь кому понравилась игра? Вот я например очень удивлен, что при всех плюсах, данная игра не очень популярна. Лично мне очень нравится.

В моём личном рейтинге, на данный момент, игра на первом месте.
03 февраля 2011 14:29
dumbiaZ
Есть еще кто-нибудь кому понравилась игра? Вот я например очень удивлен, что при всех плюсах, данная игра не очень популярна. Лично мне очень нравится.
03 февраля 2011 14:23
volt
Дмитрий написал:
Так стратегий то миллион. Первый раз научились этим горьким опытом и в следующий раз будете по-другому строить армию, держа в уме, что есть такой момент с "выносом в первом ходе". Я, думаю, это все пустое...


Следующий шанс мне уже не дали :)
03 февраля 2011 13:46
Дмитрий
Так стратегий то миллион. Первый раз научились этим горьким опытом и в следующий раз будете по-другому строить армию, держа в уме, что есть такой момент с "выносом в первом ходе". Я, думаю, это все пустое...
03 февраля 2011 13:31
volt
Yaremchuk написал:
>>да ещё мой колдун дал кубик.
У римлян тоже есть колдун ?


Нет. У римлян Друида нет.
03 февраля 2011 13:29
Yaremchuk
Что ни обзор, то камень в огород Мемуаров. =)

>>да ещё мой колдун дал кубик.
У римлян тоже есть колдун ?
03 февраля 2011 13:23
volt
letchitsa написал:
мне по этим причинам игра понравилась во второй раз намного меньше. Когда первый ходивший слава просто вынес моего крутого лучника, а потом просто добил остальных


Ну тогда понятно почему ему игра так понравилась. Всякая игра в которой есть кубики является азартной. А когда кубики еще и ложаться к тебе выигрышной стороной, то ты просто прыгаешь от восторга.
Нужно добавить в плюсы: Постоянно в нее выигрываю.
03 февраля 2011 13:05