ZoRDoK
01.02.2011

«Ой, Шеф, а я вас вижу!» — «Аналогично».

operation barbarossa 1941 zvezda варгеймы великая отечественная лето 1941 звезда

Бердичев, город в Житомирской области, Украина. 

Из Википедии:

7 июля 1941 года 11-я танковая дивизия немцев достигла Бердичева и в 19:00 по местному времени первые немецкие танки появились на улицах города. 8 июля 1941 года Бердичев был занят немцами полностью.

Своевременная эвакуация жителей проведена не была, местные органы власти не сумели ничего предпринять. Это можно объяснить тем, что сводки Информбюро о передвижении немецких войск сильно отставали от реальности (например, в тот момент, когда немцами была захвачена Шепетовка (4 июля 1941), Совинформбюро сообщало, что немецкие войска продвигаются по Луцкому направлению).

Итак, мы выбрали 3-й сценарий, бой за Бердичев (место действия мультфильма "Следствие Ведут Колобки", между прочим) и принялись раскладывать войска и соединять карту.

Сетап

У нас есть 6-ть двусторонних плотных поля, которые стыкуются так, как написано в сценарии. На не совпадающие места стыка кладутся специальные поля, делающие поле ровным, красивым и адекватным (в Мемуарах некоторые миссии выглядели просто дико из-за нехватки компонентов).  То ли возвышений не было, то ли мы не поняли, куда их ставить - в общем, поле было плоское.

Лето 1941

Для юнитов есть несколько областей. У Советов город, у Немцев - 3-и направления атаки и точка вылета самолёта. В каждую из этих позиций ставятся обязательные войска и набираются любые войска на определённое число очков. Сразу скажу, что очков подразумевается во много раз больше, чем есть юнитов в базе. Поэтому были задействованы все войска из набора.

В результате получается следующее - с базовым набором можно сыграть исключительно в кампанию "всё что есть на всё, что есть", с различной расстановкой и миссиями. Чтобы ощутить тонкости каждого боя придётся докупать юниты.

После расстановки были оглашены цели. У Советов - продержаться 30 ходов. У Немцев для каждой группы были свои цели, в основном - ввести сколько-то юнитов в город или его захватить. Самолёт должен был уничтожить русский танк.

Стартовый и дополнительные наборы игры

Историю я привёл выше, а реалии игры вы сейчас узнаете.

Игра 

Я не стал рассказывать нюансы всех видов приказов, просто объяснил основные - двигаться, стрелять, оборонять или окопаться. В принципе, по значкам всё остальное становится ясно. 

Я выставил пушки с прицелом на дорогу, обнёс с другой стороны город заборчиком, танки выставил к выходам из города, а пехоту спрятал внутри. Немцы имели по танку с двух направлений. 

Через пару ходов немцы объединили северный и восточный фронт и начали пробираться ко мне через горы/леса, так что моя тактика с пушками провалилась. Пришлось отправить солдат на опережение, где они и погибли. Тут обнаружилось, что пехота - форменное мясо, которое может уничтожать эффективно только другую пехоту или человечков. Танки рулят.

Танк может быть в окружении пехоты, и всех разметать. С другой стороны, пехота дешёвая. И по очкам, скорее всего, её можно было взять много. Но в базе всего 3 юнита, которые погоды не делают. 



Однако, прорыв с востока ничего не дал немцам. Русские танки в городе имели дикую защиту, которая покрывала все попадания, что с артиллерии, что с немецких Панзеров. Ощутимые повреждения нанёс самолёт, но он атаковал раз в 5 ходов, и был чем-то вроде случайно пришедшей в руку карточки "бомбардировка" Мемуаров - непродолжительные массивные повреждения врагу. 

Немцы завели лёгкий танк в город, где себя смогли проявить пехотинцы. Они имеют бонус к попаданию в городе, делающие 50-60% кубиков результативными. Но, увы, стоит им потерять пару солдат, и от числа кубиков не остаётся и следа. Немецкий танк разметал пехоту. 

Грузовик ЗИЛ попытался было перевезти пушку, но делал это ходов 6-7, если не больше. Пока она свернётся, пока погрузится, пока выгрузится и развернётся... пройдёт уже весь бой. Благо, едет всего ход. Зил был взорван, ровно как и вражеский Опель. Грузовики очень уязвимы, но это единственный источник припасов. 

Линия обороны

В разгар битвы у нас кончились патроны почти у всех оставшихся в живых юнитов. У меня могла стрелять Сорокопятка, которую я всю игру перевозил к актуальному месту наступления немцев. А у немцев ещё обладали патронами инженерные войска и штаб. 

И побросали они оружие, набрали одуванчиков, бросившись друг другу в объятия стали признаваться в искренней дружбе. Это был 8-й или 9-й ход. Патронов у юнитов обычно по 10. Если стрелять по залпу в ход, то можно дотянуть до 15-18 хода, но выгоднее стрелять по 3 патрона. В этом случае, даже если отряд физически не мог нанести повреждения (например, израненный отряд солдат мужественно показывает голую жо... то есть, атакует полностью укомплектованную группу ежей, простите, танков), такая атака заставляла кидать противника кубик на мораль, а там изначально практически 40% вероятность ежу испугаться. 

Возможно, что такая тактика выгодна против танков, но мы принялись палить такими очередями, уничтожая юнитов друг у друга, да так увлеклись, что потратили все боеприпасы. Грузовики практически единовременно стали вдруг популярным юнитом для передвижения, и популярной целью для миномётчиков/танков. 

Впечатления

Игра шла часов 5, но жене очень понравилась. Я был более сдержан в эмоциях. На мой взгляд, сам процесс удивительно притягательный, в Мемуарах такого нет. Да, кубов тут больше, но все эти перестрелки и планомерное наступление на город разительно отличаются от хаотичного скирмиша Мемуаров. Раненые сражаются хуже, нет смысла "кемперить" друг с другом, что постоянно практикуется в Мемуарах, вся техника отлично выполнена, её можно подергать, поразворачивать. У солдат можно отодрать руки и ноги и объявить, что они пострадали от разорвавшегося снаряда, но мужественно сражаются за Родину. Всё это радует куда больше быстрого "раз-два-три-кубик-ты проиграл" в Мемуарах. 



С другой стороны, это явно "база", то есть, можно научиться играть, провести пару боёв, составить свои небольшие отряды. Но для полноценных сражений желательно обзавестись другой техникой, и в куда большем количестве, чем по одной разного вида. Возможно, мясо будет настоящим мясом - толпы слабых рядовых, бросаемых в топку военной машины. 

Очень порадовало исполнение самой игры. За неё не стыдно. Во всех смыслах. Материалы, коробка, дизайн, механика, процесс, инновационные игровые элементы. Всё это - часть западной культуры настольных игр. У нас в России, к сожалению, до сих пор выходят либо локализации, либо какие-то бесконечные версии Мафии, Дурачка и Активити, либо беспомощные игры, где подтянули лишь внешний вид. 

Жена хочет ещё раз. Я сам не большой фанат длинных войнушек, мне милее евро и семейные игры, но не оценить этот шедевр отечественного игропрома я не мог. 


Плюсы игры

+ Качество компонентов
+ Дизайн
+ Адекватная цена
+ Отсутствие таймаута
+ Инновационные техники
+ Туман войны
+ Основной процесс игры - это перестрелки, а не высчитывание плюсов и минусов различных бросков, как это бывает в скучных варгеймах.

Минусы игры

- С "голой базой" полноценных сражений не провести
- Слишком сильные танки
- Правила составлены посредственно, нет примеров, нет обучающего сценария 
 
Итог

Симпатичная, отлично выполненная военная игрушка. Для варгеймеров, для гиков, для любителей военной истории, для любителей просто солдатиков и игр типа "а давайте постреляем". Детям (мальчикам) я бы рекомендовал её лет с 10-12-и, очень увлекательно собирать модели, они выглядят изумительно. Сам игровой процесс не сложен, если разобраться. Для своей ниши это отличная игра с инновационными механиками, я очень надеюсь на её успех на западе (там она вышла под именем Barbarossa 1941), ведь за ним последуют другие отечественные "взрослые" разработки. 


 
ро
а кубики входят
16 декабря 2012 22:51
ZoRDoK
Там пиктограммы - галочкой помечать нужную.
02 июня 2012 00:48
ldsfamilyhomeevening
Классный обзор! Хотим себе купить... Только немного не понял с приказами, которые надо писать. Есть готовые варианты?
01 июня 2012 18:49
Crazyfizik
Да и на евро-качество игра не тянет, лбого буржуйского стартера вполне хватит разыграться, а уж если совсем проперло то и допы берешь, никто тебя брать их не заставляет в отличии от Звезды. Рулбуки там хоть и объемнее но содержат большое количество примеров, эррата. Наличие опциональных правил, для тех кто хочет большей сложность, как правило есть органайзеры, на крайний случай можно соорудить самому использую коробку базового набора.
А тут в итоге отдаешь полторы тысячи за гексовое поле, ну может еще за миньки танков, все остальное идет в утиль, ибо играть в это могут только упертые любители варгеймов, однако они больше заняты другими более серьезными играми.
Поддерживать отечетсвенного производителя хорошо, но шо то не радует он, а жаль, такая ниша((((
12 февраля 2012 03:49
Crazyfizik
игра не стоит свои денег.
Базовый комплект слабоват.
игра слишком затянута.
Балланс требует напильника, просто просит что есть мочи.
Правила собственно тоже требуют напильника.
Много нелепых элементов игровой механики.
Закос по стендовый моделизм в настольных варгеймов идет в минус
Рулбук невнятный, 10 страниц сплошного текста, практически без примеров.

Из плюсов разве что качество миниатюр.

ИМХО, те кто хотят вдумчивую игру, пусть берут ToI, в остальных случаях Мемуары по-прежнему вне конкуренции и по цене, и по комплекту, и по правилам , и по глубине. Разве шо карамельное оформление.
12 февраля 2012 03:42
Great-inquisitor
Скажу по цене, рекомендуемая цена от Звезды 1750 руб., а уж магазины задвигают как хотят. Игра стоит своих денег.
12 сентября 2011 09:34
Mifune
ZoRDoK написал:
Что за мода пошла - играть с дочами в военные игры =)

Да вот же ж))Не могу в Одессе единомышленников найти,приходится дщерь мучать малолетнюю))
25 августа 2011 17:47
ZoRDoK
Что за мода пошла - играть с дочами в военные игры =)
25 августа 2011 11:47
Mifune
Понял.Спасибо.Я недавно обзавелся этой игрой.Вместе со стартером было 12 разных наборов юнитов-пополам наших и немецких-танки,гаубицы,минометчики,пулеметчики,самолеты,противотанковые пушки,но всех по одному.Вот я и озадачился.
Миньки,однозначно,без равных.С правилами только осваиваюсь.В Memoir 44 играю с десятилетней дочей,"Tide Of Iron" для нее сложен,подозреваю,что эта игра тоже будет ей пока не по зубам))
24 августа 2011 18:25
ZoRDoK
Боюсь, что как минимум 2-3 набора докупить надо, иначе там сценарии получаются "вся коробка против всей коробки" =) как минимум пехоты и танков надо побольше.
24 августа 2011 16:11
Mifune
Спасибо большое за все Ваши обзорные статьи по этой игре.Не подскажите,какой оптимальный набор докупаемых юнитов,каких и сколько для того,чтобы с интересом отыгрывать все сценарии?Или это все очень индивидуально?
23 августа 2011 21:09
ZoRDoK
Научить возможно, но я бы подождал до 12-и. А пока взял бы Мемуары + East Front (там есть русские войска).
18 августа 2011 18:03
policeman
хочу спросить . возможно ли научить 10 пацана играть в эту игру ?
18 августа 2011 16:11
1997
игра супер . побольше бы подобных игр . и цена не кусается , в отличии от мемуаров .
16 августа 2011 21:29
ZoRDoK
Вроде 1500, но они кажется снижали до 1100
13 августа 2011 22:26
GriF
Не подскажите сколько стоит такая игра (Я большой любитель всей этой темы на счет Великого подвига народа сколько комп игр прошел несчесть))))
13 августа 2011 17:05
Maverick
Сравниваю "Полтаву" ("синица в руках") с "ВОВ" ("журавль в небе" :-) ). По описанию и набору компонент "ВОВ" выглядит намного интересней.
Похоже и там, и там "реалтайм", с записыванием ходов на карточки отряда.
Надо будет в правила вчитаться, не одного ли это поля ягода
15 апреля 2011 10:35
ZoRDoK
Для меня это 6 - "ок, не плохая игра". Появится вряд ли, я не играю в то, что дольше 2-х часов. Я еврогеймер.
03 февраля 2011 12:00
Ser Vershitel
Интересный отчёт, спасибо )
А какая оценка по 10-бальной шкале? И прогноз - появиться ли ещё игра на столе?
03 февраля 2011 10:38
ZoRDoK
В контре эта тактика приносила свои плоды в хаотичных играх с нубами. В предыдущих (квака) чаще всего была тактикой самих нубов, благодаря которой они проигрывали.

В общем, все всё поняли. =)
02 февраля 2011 23:24