ZoRDoK
25.01.2011

Правила игры Bushido: Der Weg des Kriegers

bushido: der weg des kriegers правила правила игр ffg

Небольшое вступление, если вы хотите прочесть эти правила и понять, нужно вам покупать её или нет. Итак, запомните, Бушидо - это неваргейм, который выглядит как варгейм. Точно такие же симулянты - это Империал и Сёгун, не варгеймы, выглядящие как они самые. Что это значит? Значит это то, что тупое мочилово на предмет, кто захватит больше всех остальных и не даст сделать того же самого другим, тут не пройдёт.

В Империале, если вы развиваете "свою" страну, строите войска и вкладываете в неё деньги, то у вас её просто перекупят в один прекрасный момент. Потому что игра - на инвестирование денег в страны, получение дохода, а не на всеобщий контроль а ля Гитлер. Бушидо - игра политическая, и во многом отражает ситуацию в средневековой Японии.



Формально, во главе государства стоит император (почти божество), а игроки - все его верные вассалы. Но что итальянские комуны, что князья на руси, что немецкие города - все тянут одеяло на себя. Не по крупному, а так, локальными стычками. Цель игры Бушидо - получить титул Сёгуна и стать реальным правителем всей Японии, отправив императора на роль формального символа. Разумеется, если пойти войной и захватить все провинции, всех предать, всех победить, то в реальности такое поведение привело бы к ненависти, и диктатор бы не продержался и дня.

Итак, игра, судя по обзорам и правилам - политическая. Грамотно распорядиться своими людскими ресурсами, интригой и навыками общения (между игроками), ну и, конечно, войсками - получив в итоге преимущество. Когда я читал правила, меня удивляли некоторые моменты. Например, в один из раундов один из игроков управляет войсками. Если он проигрывает бой, другие игроки могут предложить ему сделать харакири или потерять очки славы. Третий игрок, который выбрал роль местного Князя может либо согласиться с другими игроками, либо отказать и защитить своего Самурая. Но ведь самурай - тоже игрок, он на следующий ход или через ход будет сам в роли Князя, и он - противник. Почему бы не наказывать его всегда? А потому что политические игры всегда выходят за рамки скупой механики. 

Итак, а теперь краткий перевод правил на русский язык. В оригинальных тонны воды, повторов и смешанный антураж с механикой.

Цель игры - набрать 50 очков Дайме (Князь в японии) первому на конец хода любого игрока.



Ход игры

Каждый раунд состоит из 12-и фаз. Первой фазой игрок получает роль Дайме, последней фазой - отдаёт следующему по часовой стрелке игрока.

Фазы:
1. Получить роль Дайме. Получить из мешка тайлы в зависимости от числа "мечей" (от 5 до 10). Сбросить ненужные диски тактики, получить их до 4-х. Проверить войска на поле, хватает ли для них риса, добавить или убрать не достающее/лишнее. 

2. Можно провести бесплатную чайную церемонию: приглашаете другого игрока на чай, если он соглашается, получает 5 славы Самурая от вас, а вы можете сконвертировать любое число славы Самурая в славу Дайме по курсу 2 к 1. Если он отказывается, то теряет 10 славы Самурая, а вы - 2 славы Дайме. Если у него не хватает славы для отказа, он не может отказаться. Только одна попытка провести церемонию.

3. Можно сбросить тайлы с 3-мя катанами (об этом ниже), обменяв их на славу Дайме по курсу 3 к 1.



4. Раздать другим игрокам карточки ролей. (Самурай) будет сражаться своими жетонами но за ваши войска в провинции другого игрока (Буши), а тот будет отбиваться. (Сенсей) же может играть различные тайлы действий, пакостить и т.п. Впятером добавляется роль (Хатомото) - руководителя повстанцев, может устраивать военные перевороты в провинциях. Втроём роль (Сенсея) достается либо (Самураю), либо (Буши).

5.  (Сенсей) может сыграть любое число своих тайлов действий. Как играются тайлы:
+Ронин+ - бродячие воины, повстанцы, можно играть много жетонов - но не более 1-го в одну провинцию. Если ронинов больше или равно числу войск в ней, они все взаимоуничтожаются, а провинция становится нейтральной. 
+Гейша+  - (Дайме) сразу заканчивает свой ход, счётчик ходов не двигается, начинается следующий раунд для другого игрока. 
+Шиноби+ - шпион, можно посмотреть за ширмой любого игрока
+Чаной+ - чайная церемония но уже для (Сенсея) по тем же правилам.



Другие игроки, кроме (Дайме) могут играть после Сенсея жетоны, но по 2 однотипных жетона для одного действия (т.е. им действия дороже и не выгодны).

6. (Хатомото) ходит, если 5 игроков. Если нет, читаем дальше. (Хатомото) берёт из мешка два тайла, кладёт в провинции +ронинов+ как и (Сенсей). Может выбрать любую провинцию для революции, на месте этой провинции будет обычное сражение, но +ронины+ считаются войсками (Хатомото), а (Дайме) сражается за свои войска сам. Правила боя смотрим ниже. При победе (Хатомото) провинция становится нейтральной.

7.  Перегруппируем все войска (как в Смаллворлде), оставляя хотя бы по одному в каждой провинции. Затем двигаем войска (часть или все) из одной провинции в провинцию (Буши). Если в провинции +ронинов+ становится больше или равно войскам, то они взаимо-аннигиллируются, это правило действует всегда. 

8. Если в атакуемой провинции есть войска, то происходит бой между игроком (Самураем) и игроком (Буши).

9. За победу (Самурай) получает славу Самурая за:
+ количество убитых войск врага (1)
+ число катан (об этом позже), использованных в битве 
+ бонус, который сыграл (Дайме)
+ за славу провинции (2)

(Дайме) получает
+ славу (Дайме) за славу захваченной провинции
+ рис провинции
+ "мечи" провинции 



(Буши), если победил, получает славу Самурая за 
+ количество убитых войск врага (1)
+ славу Самурая за славу провинции (2)

10. Если (Самурай) проиграл, его могут заставить сделать харакири. (Сенсей) может сыграть жетон харакири. Если не имеет или не хочет, любой другой игрок кроме (Дайме) может сыграть два жетона харакири как один. Если опять мимо, (Сенсей )назначает штраф от 2 до 10 славы Самурая, а (Дайме) либо соглашается с наказанием (харакири/потеря славы) для игрока-(Самурая), либо не соглашается, и тогда (Самурай) теряет всего 1 очко славы. 

Харакири - (Самурай) теряет вообще всю славу. Если (Дайме) согласился с выбором (Сенсея), то (Сенсей) получает 1 славу Дайме. 

Слава Дайме - это трек очков, а (Дайме) в скобках - это роль игрока, если кто тупит и уже запутался.

11. Снова (Сенсей). Он выбирает, отдыхает страна или нет. Если отдыхает, все получают 1, 2 или 3 жетона из мешка, в зависимости от номера хода (1-4/1 очко, 5-8/2 очка, 9-12/3 очка). Если не отдыхает, никто ничего не получает.

12. Начиная с (Сенсея) любой игрок может разыграть Кото, круглый тайл с иероглифом. Он даст ему либо 5 тайлов из мешка, либо эффект гейши (маркер хода не двигается), либо маркер хода двигается на 2 деления сразу.



Итак, повторим
1. Сетап (Дайме), затем 2. Размен славы Самурая на славу Дайме и аналогично катан на славу Дайме. 3. Раздаём всем роли. 4. (Сенсей) и все играют пакости. 5. Играет (Хатомото), если есть. 6. Перегруппируем войска и нападаем на одну(!) провинцию. 7. Бой и распределение плюшек или наказание (Самурая). 8. (Сенсей) или другой игрок могут сыграть тайл Като. Затем всё это для следующего игрока. 

Битва

Итак, в мешке лежат тайлы "катан" и тайлы "действий". Рядом с полем - круглые жетоны тактики. На поле - жетоны войск игроков. Бой проходит так. Есть войска с той и другой стороны (допустим, 2 войска в нападении и 3 в защите). Игроки выбирают за ширмами дополнительно себе тайлы с катанами и один круглый жетон тактики, одновременно вскрывают это всё и смотрят результат.



Видов жетонов тактики 3 + 1. 3 жетона тактики имеют преимущество друг перед другом как в игре камень-ножницы-бумага. Дуэль (самурай с мечем) бьёт Битву (крестьянин с палкой), Битва бьёт Засаду (ниндзя), Засада бьёт Дуэль. "Бьёт" - означает, удваивает число катан.

В общем случае мы складываем число катан с числом войск и сравниваем, кто победил. В том же общем случае, проигравший теряет в войсках разницу между силами этих цифр. Если была сыграна "Засада", то противник в любом случае после боя теряет дополнительно по 1 войску за каждые 2 тайла с изображением одной катаны (типа, ниндзя-лазутчики заколбасили). К "Засаде" не прибавляется число войск.

Если тайлы тактики были сыграны одинаковые, тот тут уже сложнее. Две "Дуэли" - сравниваем лишь катаны, проигравший сохраняет все войска, отступает, но теряет половину (в большую сторону) славы, которую получит победитель. "Битвы" - сравнение по общим правилам (катаны+войска), проигравший теряет все войска, а победитель - по войску за каждый тайл с 3-мя катанами проигравшего (типа, упорные бои). "Засады"  сравниваем только катаны. Проигравший теряет разницу. А затем ещё оба теряют по правилам "Засады" войска

Есть ещё тайл "Предатель" (выглядит как жалобно смотрящий японский интеллигент), он выигрывает у всех других, да ещё как - ничего вообще не сравнивается, другой игрок просто убивает все свои войска, вне зависимости от силы нападавшего. Считается неким узаконенным читерством и должно порицаться другими игроками, быть поводом к объявлению войны и т.д.

Два "Предателя" - сравниваем катаны, проигравший теряет разницу в войсках. 
Если войска у (Буши) остались в провинции после победы (Самурая), значит (Самурай)... выиграл, и получает славу, а вот (Дайме) не получает свою. 

При равенстве выигрывает защитник. 
Все использованные катаны и тайлы тактики сбрасываются.

Игра заканчивается, когда кто-либо наберёт на конец хода любого игрока 50 славы Дайме, или после 12-го раунда (по трекингу). 


 
ZoRDoK
Ну если без экспрессии, то варгейм - это "соревнование с элементами уничтожения противника, на предмет, кто захватит больше всех и не даст сделать этого другим". Это да, я так считаю. В том числе и это. Я имею в виду военные игры вообще, а не только ваши занудные варгеймерские многодневные перекладывания каунтеров НАТО.
25 января 2011 23:38
mixa1973
Из вступления следует что "варгейм" = "тупое мочилово на предмет, кто захватит больше всех остальных и не даст сделать того же самого другим". Я правильно понял?

25 января 2011 20:23
mIrf
Слава ты принципиально правила даже в Word не копируешь? Разве это очень трудно выложить ссылку на один файлик с правилами.
25 января 2011 19:43
ZoRDoK
Пока не играл. Перевод делал фактически для себя, чтобы можно было сыграть и потенциальным игрокам дать прочитать заранее. Я думаю, что нужно ой как подумать, перед там как её брать. Она вышла в 2008 году, локализована на английский аж самой FFG, но у неё всего около 80-и голосов, почти нет материалов - похоже, что она не зацепила игроков. Но, с другой стороны, рейтинг не низкий.

Я сознательно дал две зацепки - Империал и Сёгун. Мне кажется, лучше начать с них, и если они безумно понравятся, переходить к этой, во всех смыслах, уникальной игре.
25 января 2011 17:23
Евгений
Слава, а как личные впечатления от игры? Цена у игры невысокая, рейтинг, впрочем, тоже. На троих или четверых любителей смоллворлда пойдет?
25 января 2011 16:58