ZoRDoK
02.09.2018

Ave Roma — Worker Placement из Венгрии

ave roma eurogame point salad



У автора игры говорящая фамилия — Attila, это подкупает. Из всех нейтральных тем для еврогеймов античность — одна из самых притягательных. Она будоражит воображение, связана с Цезарем, завоеваниями и последующим гегемоном Рима, и уже в меньшей степени с культурными достижениями Эллады. Оформление в виде карт регионов той эпохи обещает многое.





Сама игра очень яркая, красочная, фотографии делать — одно удовольствие. Поле двустороннее, чисто для любителей «хочу иначе», функционально там всё то же самое, только на других местах. Мы оба раза играли на яркой жёлто-коричневой стороне, на обороте там более нейтральные голубые и серые тона. 





Картон в игре качественный, карты без льна, но на уровне отличных зарубежных игр, плотные, деревяшки тоже норм. В итоге к компонентам у меня никаких претензий нет, ребята сделали всё очень хорошо.






Игромеханически это Worker Placement, как вынесено в заглавии. На персональном планшете у игрока есть 6 ресурсов, поделённых на 3 цвета. Под ресурсами есть прибитая гвоздями стоимость для игрока на всю игру. 





Прелесть в том, что стоимость ресурсов, то есть, важность в игровом процессе для конкретного участника, отличается от планшета к планшету. Слева от ресурсов есть трек «излишков», которые мы пускаем, в основном, на военные нужды. Плюс есть деньги.





Любопытная фишка игры, изюминка для еврогеймера — рабочие не персональные, и пронумерованы от 1 до 5. Какие-то локации требуют низкие номера, какие-то — высокие. В процессе игры эти рабочие будут ходить между игроками, так, что у кого-то могут оказаться почти все 5-ки, а другой игрок будет сидеть с низкими номерами, но на все цифры тут есть своя стратегия.





Первую фазу игроки расставляют по одному рабочих и активируют локации. Затем докладывают карты, а после чего разбирют рабочих с локаций по определённым правилам. Если кончится одна из стопок карт, играют последний раунд и считают очки.






Поле представляет из себя большое хранилище карт. Возможно, тут есть тёплый привет Нациям и Сквозь Века, но сами карты и механики тут куда проще упомянутых карточных цивилизаций. Два типа карт дают победные очки и легионы игрокам (строения и побеждённые полководцы), один тип (Сенаторы) карт даёт очки в конце игры за какие-то достижения и одновременно постоянные бонусы, и это критически важно для победы — с хорошей комбой бонусов вы хорошо оторвётесь по очкам. 






Последний тип карт, собственно, провинции, играет ключевую роль в процессе игры, т.к. эти карты являются источником всех ресурсов игры, а также, в итоге, и победных очков, но об этом дальше.





Самыми любопытными мне показались действия сбора ресурсов, они практически выполнены в духе "мал-мала-меньше", и дают тем меньше бонусов, чем важнее они в конце игры для победы. Взаимодействие тут традиционное — захватить нужную оппоненту карту, встать и забить последнее место и т.п., то есть практически гонка по очкам, как во многих еврогеймах.





Выбирая определённых рабочих и осваивая определённые локации, игроки постепенно повышают их уровень благоустроенности, а это напряую скажется на предельном числе победных очков (вплоть до половины очков за всю игру на одну такую локацию), которые получит наместник, разместивший в этих локациях свои легионы. 





Ресурсов тут по сути 8, и перед нами — чистая и незамутнённая комбинаторика, со среднесрочными стратегиями, ронделем и тактическими действиями по картам на конкретный раунд. Есть сверху всего и сеты в духе науки 7 Чудес, и небольшой салатик под конец (но вполе просчитываемый и очевидный игрокам в процессе).





Отзывы были от всех сыгравших положительные. Я сам понимаю, что долго в такие игры играть не могу, мне уже интересней попробовать то новое, что ещё в плёнке. Но игра получилась очень достойной, и её рейтинг, на мой взгляд, мог бы быть больше, если бы проведённый к 2016 году кикстартер позволил выпустить игру в широкую печать пораньше декабря 17-го. А так — Эссен мимо, и настольщики не в курсе.





Игра хороша и умиротворяет. И всё же это довольно сухое евро, плюс просчёты не ломают голову, как любят некоторые, они скорее предлагают прикинуть понятные варианты, приглашают в лёгкий школьный мир. Впрочем, мы не играли по экспертным правилам, это добавляет дополнительную плоскость ко всем картам, и мне там уже показалось всё куда более сложным. Итоговая оценка — 7 баллов. Игра хорошая, но не в коллекцию, как почти всё игранное мной евро.





Понравилось:
  • понятный и прямолинейный геймплей
  • знакомые механики
  • хороший баланс
  • красочное поле и компоненты, продуманная эргономика
  • прощупывается много стратегий и вариантов построить свой движок
  • быстрый сетап — разложил карты, персональное поле и поехали
  • движок с ничейными рабочими






Не понравилось:
  • тема не чувствуется, тут могли бы быть и монстры с орками (Герои МиМ), и киберпанк, и Египет и т.п.
  • на четверых шла дольше 2-х часов
  • ничего более агрессивного, чем забрать из-под носа карту нет
  • есть point salad в конце