ZoRDoK
16.08.2018

Карета к Замку Дьявола — хардкорный патигейм

карета к замку дьявола the castle of the devil adlung-spiele dv-giochi die kutschfahrt zur teufelsburg
Есть такое маленькое немецкое издательство Adlung Spiele. Их основная фишка — выпуск карточных игр в очень маленьких коробках. Коробки на деле не очень удобные, они рвутся, мнуться, быстро приходят в негодность, ничем не лучше картонных коробок от МХ с язычком для держателей у касс. Настоящие карманные игрушки, ещё до всяких этих ваших корейцев. Ну и они стабильно выпускают пару настолько проходных и никаких игр в год, что даже на BGG те собирают 4-5 голосов (видимо, от сотрудников издательства).



Но издательство я очень люблю, т.к. оно выпустило те самые две игры. Это наш сегодняшний пациент, и игрушка Palastgefluster, то есть Дворцовые Интриги, хорошая известная питерским гикам как hidden gem, настоящее доказательство существования взаправду этого явления (ну когда игра с рейтингом ниже 7 является шедевром, но никто об этом не знает кроме тебя и твоей мамы).

Издательство примечательно ещё и тем, что ни одна из более чем сотни их игр не получила средний рейтинг на BGG выше 7 баллов. Я не говорю о позиции топ-что-нибудь или рейинге BGG с этими вашими байесовыми оценками. Игры стабильно "ок", и этот факт подтолкнул меня в своё время на проверку филлеров и выводу о том, что филлеры на BGG стоит смотреть от 6 баллов, а не от 7, как я делаю с любыми другими играми. (Небольшая ремарка — в последние годы от 7.3 с оценкой минимум от 1000 участников)



Но под крылом Adlung вышли Meuterrer, Verrater (Мятежник и Предатель), очень любопытные игры немецкой школы, ещё когда там были эксперименты, и никто не был помешан на расстановке рабочих и обмене шыла на мыло в погоне за победными очками.





Так, но давайте к теме. Карета — это патигейм со скрытыми ролями по типу Мафии, но без бурных обсуждений «у тебя ус отклеился». Скорее в духе БСГ (Battlestar Galactica), но только тут все сайлоны, разве что разных фракций. Антураж совершенно безумный — мы все сектанты и едем в большой карете (дилижансе?) к замку дьявола приносить ему в жертву девственниц, кур, петухов, навоз, ну и авторов плохих настольных игр. И вот мы решили избавиться от соперников, но одна беда — неизвестно, кто есть кто. Механически в игре нужно собрать средь братии определённые предметы и открыто объявить об этом, назвав себя. Ошибка карается смертью (проигрышем всей команды).





Каждый игрок получает себе карточку принадлежности к секте Братства Правдивой Лжи или Ложе Открытых Секретов. Хранит её в тайне. Так же все получают по одной карте из колоды предметов, затем, чтобы ключевые предметы в игре — саквояж и часть квестовых (кубок и ключ) уже были на руках. Игрокам ещё раздаются профессии — бумажки с неким свойством, часть из которых отрабатывает в момент вскрытия профессии, а часть действует постоянно.
Есть механики получения новых профессий, закрытия старых и т.п.




В свой ход игрок либо смотрит руку соперника (нам показалось это бесполезным действием, но возможно это для профи в игре), либо атакует его, либо обменивается предметами. Обмен — ключевая механика игры. Когда ваш предмет соглашаются принять, вы выполняете бонус, написанный на нём. Часто это получение новых, неожиданных в своих эффектах, карт из колоды. 

Если предмет отклоняют, то в качестве компенсации игрок получает маркер боя. Если игрок напал на другого игрока, то все остальные сектанты после совещания обязаны присоединиться к одной или другой стороне. Тут в ход идут всякие боевые штуки: пистолет, отравленое кольцо, профессии и те самые маркеры атаки/защиты. Кто побеждает, тот либо смотрит у соперника его принадлежность к секте, либо забирает предмет с руки. При ничье атакующий берёт предмет из колоды.





В целом всё, но нюансов много. Например, лучшее число игроков — 6 или 8. На нечётное число вводятся странные правила, когда одной стороне легче победить, т.к. у них меньше предметов. Есть ещё специальное кольцо, которое позволет победить вообще одному, если собрать такие предметы и кольцо у себя. Впятером и менее играть откровенно не получается, скучно и не то.

Игра хорошо идёт в компании на 6/8 человек, если все готовы к играм с правилами, но вот решили разложить патигейм. Иначе сложно. Т.к. на картах есть текст, это сильно упростило игру с русской коробкой, нежели, то, что я пытался состряпать с немецкой и листом подсказок. В игре есть и прямое взаимодействие, и переговоры, и место для блефа, и некий движок с картами предметов. 





С другой стороны, постепенно карты распределяются неравномерно у игроков, плюс часть игроков знает информацию, или о них знают, а часть сидит совершенно в тени. В общем, вердикт примерно такой — игра хорошая, особенно для своего года выпуска (2006 там), но я не уверен, что она выдерживает проверку временем, ведь в той же категории есть игры более интересные, например Secret Hitler или Shadow Hunters. С другой стороны, первую практически невозможно достать, а второй нет на русском (а текста там ух!). Ну и стоят они в разы дороже. Так что выбор, это хоршо. А вот вам моё резюме ниже.

Понравилось:
  • отличный арт, хорошее качество всех компонентов
  • небольшая коробка
  • оригинальный процесс
  • игра для гиков
  • дешёвая (~ 600 рублей новая на время написания статьи)
  • много не-пати механик: профессии, предметы, сбор коллекции, атака

Минусы:
  • сложна для патигейма, требует несколько партий для понимания
  • основной процесс — скрытный обмен между игроками — не является чем-то интересным или интерактивным для остальных участников
  • идёт больше часа
  • требует чётное число игроков либо 6, либо 8