ZoRDoK
11.08.2018

Root — лучшая игра настолкэмпа-18

root cole wehrle настолкэмп18
Давайте поговорим о хорошем. Ну, то есть, о том, что бескомпромиссно станет хитом в этом году — об отличных настолках, классных и оригинальных механиках, вдохновляющем геймплее и отменном арте. То есть об игре Root.




Crowd Games анонсировали, что ведут переговоры о локализации, а английская версия вот-вот попадёт в зарубежные магазины. Я буду брать английскую, как только она появится, но позже обязательно приобрету и русскую версию. Кто бы что не говорил, для меня локализация, это в первую очередь доступность игры для тех моих друзей и сопартийцев, кто не дружен с английским, но в настолки шпилить любит и умеет. 




Что она ассиметричная, и от авторов Vast вы уже наверное слышали и читали. Я бы уходил от этих сравнений. На самом деле игра не от авторов Vast, она от автора John Company и Pax Pamir Коула Верле (Cole Wehrle). Просто она ассиметричная на 100%, ровно как и Vast. Но игры разделяет пропасть — если Vast, это скорее не самый удачный экспемент, перегруженный лишними правилами и сомнительными механиками, то Root — шедевр игростроения. Но, обо всём по порядку.

Механически игра — относительно абстрактный Area Control на победные очки. У каждой стороны источник очков разный, но почти все получают их в том числе за уничтожение строений или подобий строений соперников, поэтому игра достаточно агрессивна, чтобы привлечь внимание любителей Kemet, Lords of Hellas (если вы не из-за минек, конечно) или Blood Rage.

У игры отличная и хорошо проработанная тема: жил был лес со зверятами. Представьте себе мультфильмы 10-летней давности Happy Tree Friends. Итак, жил был лес со зверятами, где основным трудовым населением были мышки, зайчики, лисички и птички. И правила этим лесом некая династия птичек с уклоном в монархию и феодализм. Это первая сторона конфликта.




Но в лес пришли кошечки и быстро птичек прогнали из их гнёзд. Кошечки захватили практически весь лес. Вторая игровая сторона. Птичками были недовольны жители леса, да ещё и супостат явился с усами и полосками. И тогда жители леса стали уходить в леса и создавать банды добрых разбойников и партизан, сформировав Лесной Альянс. Третья сторона конфликта.

И тут пришёл бобёр... на самом деле енот. Енот был известным странником, или разбойником, или чёрт его знает кем, просто этот енот стоил целой армии. Ему дела не было до местных конфликтов, он просто пришёл полутать пару пещер, поторговать и пограбить местные корованы. Это четвёртый, заключительный участник. Причём у него есть 6 личин, из которых игрок выбирает 1, и эти личины отличаются вполне себе так.




В дополнении появляются ещё две стороны. Змейки-сектанты воспользовались недовольством местных крестьян и предложили альтернативу Лесному Альянсу — почитание местного гуру. Они вербуют себе сторонников прямо из солдат противников и быстро расширяются. А вот бобры-добры, они позволяют нанимать свои войска сами и со всеми торгуют, всех любят, пока всех не купят и тогда уж они всех унизят... в общем, добрые бобры.

А о чём игра вообще? Он на самом деле про кисонек, как и всё хорошее, что есть на ютубе. Кисоньки начинают с того (и участвуют практически в каждой партии, т.к. это стержневой для процесса персонаж), что имеют по солдату в каждом посёлке на карте. Кроме одного, самого-самого дальнего. Где живут остатки недобитой монархии в виде птичек.

Кошечки действуют прямолинейно, это практически Pax Pamir на столе. Их войска ходят по карте за действия, они строят три типа построек, которые позволяют им нанимать эти войска, крафтить товары (а это одна из ключевых механик игры) и переплавлять местный лес (зачем кисам лес?) на брёвна для новых молочных мисок. И клеток остальным животным.




Птички строят только гнёзда, где могут плодиться. Но у них сразу же сосредоточена армия, из-за чего кошкам приходится столкнуться с контр-наступлением. Птички выстраивают каждый ход себе алгоритм из приказов (Roborally), который постепенно растёт и пухнет как бюрократический аппарат любого авторитарного режима. Птицы обязаны выполнять эти приказы в определённом порядке. Если они смогут, то через 5-6 кругов их будет не остановить. Но если хоть одна ошибка, манархия падает, все бюрократы разлетаются в Лондон с нажитым непосильным путём, и только верные визири остаются с новым главой государства.

Лесной Альянс ещё более странные ребята. Их в начале игры нет на поле совсем. Они могут за карты организовывать в чужих посёлках тайные ячейки. Которые рано или поздно приведут к революции в этом посёлке и сносу всех войск соперников. Постепенно альянс обзаводится войсками и прочим. Самое главное, что их практически невозожно лишить очков, да и сражаются они лучше всех в бою. Очень опасные ребята.





Енотик. Енотик он сам по себе, он даже ходить может не по дорожкам в лесу, а прямо через чащу. Енотик играет в РПГ, эдакий Конан-варвар среди жаждущих власти (и контроля этих ващий арий) глупцов. Енотик лутит разные подземелья, получает там предметы, выменивает накрафченное игроками на полезные карты, умеет стрелять из арбалета и устраивать погромы. Енотик — ценный союзник и опасный враг. Но енотику можно переломать все кости (простите, вещи), и тогда он отправится лечиться на дальнюю опушку.

Змейки из допа напоминают по влиянию на карту Птичек, их сразу много, они постепенно отхватывают у Кисонек территорию, но их механики ещё более странные, там всё про религию и про карты. Они подбирают все сброшенные карты, и используют их против бывших владельцев. Они очень ждут, когда крестьяне в деревнях застонут под гнётом властителей, чтобы предложить им немного веры, дружбу... и беспрекословное подчинение религиозному лидеру секты.

Бобры могут перемещаться по рекам. И сдают эту возможность, свои войска и свои карты другим игрокам за определённую плату... рабами. Отдаёте в рабство свои войска, они трудятся на бобров, а вам немного бобриной помощи. Главное не оказаться одному, когда все твои кисоньковые офицеры работают на бобриных плантациях.





Игра идёт до 25 очков, и эти очки как маятник в Star Realms, жжах, жжах, и уже закончилось. Несмотря на столь разные стороны, правила каждой отдельной группы очень просты. Но понимание как выигрывать приходит, конечно, после рейльных партий с оппонентами.




Я сыграл в игру 3 раза (2 кошечками и 1 Альянсом, играл против всех остальных, то есть все группировки мы испробовали в деле). Это примерно часа 2-3 с правилами, но очень увлекательных и напряжённых.

Иногда игра казалась сломанной, но потомы мы понимали, что упустили какой-то нюанс, а он был настолько важен, настолько нужен... да, авторам удалось практически невозможное, сбалансировать абсолютно отличные стороны. Выиграть могут все, кем-то играть легче, кем-то менее понятно, что делать. У кого-то ошибки не простительны, а какие-то стороны без взлётов и без падений.




Играть интересно, играть очень интересно! Игра — шедевр дизайнерской мысли, всё на месте, всё при деле. Живая настольная игра без условностей и компромиссов. 9 баллов.



Мои фотки все — отличного PnP. А вот как реально будут выглядеть войска.

 
ZoRDoK
Я "за" микродействия в геймдизайне. =) Даунтайм был не сильный, но чувствовался, особенно с птицами, т.к. они при хорошей игре должны продумать свой ход здесь и сразу. Мы даже ограничивали игрока в духе "карте - место". С остальными персонажами проблем не было, в тч с допом.
27 августа 2018 20:55
Michael
Слав, а у вас даунтайм сильный был? Мне кажется, механика дико его раздувает, т.к. один игрок делает все и сразу.
24 августа 2018 12:56
anonymous
ZoRDoK написал:
=) оке, Юр, позову

Спасибо!
13 августа 2018 12:51
Фауст
Отличная статья, спасибо!
13 августа 2018 09:53
ZoRDoK
=) оке, Юр, позову
12 августа 2018 14:02
Yury Yamshchikov
Ммм, как вкусно, хочется сыграть. Позови, пожалуйста, когда будешь собирать народ на поигрушки.
12 августа 2018 11:59
ZoRDoK
Поправил, надо будет всё остальное переформатировать
12 августа 2018 11:10
ZoRDoK
Михаил написал:
У меня изображения не открываются, кроме первого и последнего.


Спасибо. Не ожидал такой подставы от гуглофоток
12 августа 2018 11:01
Михаил
У меня изображения не открываются, кроме первого и последнего.
12 августа 2018 09:40
ZoRDoK
Павел написал:
Слава! Собери в среду на петроградке :)

Сорян, пнп не моё. Но когда коробка доберётся до меня соберу
11 августа 2018 23:16
Павел
Слава! Собери в среду на петроградке :)
11 августа 2018 18:20