ZoRDoK
19.02.2018

Муравьи 4Х (Обзор настольной игры Марш Муравьёв)

марш муравьев march of the ants 4x civilization

Прелюдия

Об игре я узнал совершенно случайно: я собирал коллективные заказы с Кулстафа, мне написала девушка не из Питера и очень-очень хорошо попросила сделать исключение и взять для неё одну особенную игрушку. Игрушку я взял, потом отправил её через почту, отстояв всяческие очереди, после чего решил ограничить ореол заказов исключительно Питером, во всякие авантюры не ввязываться; а потом и сами заказы сошли на нет из-за локализаторов и повышения ставки USPS для России.





Так вот. Той игрой был наш March of the Ants.

Игра имеет рейтинг 7.2 на бгг, для меня это ниже порога интереса к игре. Так что полез я разбираться и гуглить, бггшить на бгг. А там и пишут — это де 4х игрушка, но про муравьёв, и что всё там хорошо, но кампания для 1-го игрока вышла кривая, а её автор всем обещал на Кике, посему многие сологеймеры игру взяли ради такой вот фичи. Ок, на ус информация намотана, едем дальше.





Затем, нежданно негаданно, издательство "Русская Игрушка" объявляет о локализации. Собрали они там не густо, т.к. игра никому не известна, не новая по году издания, да и рейтинг, опять же. Видимо, тут сказывается искренняя любовь главы издательства к самой игре, и это здорово, что такое ещё встречается. Меня игра заинтересовала, и я решил вписаться. Муравьёв ещё выдавали (с той же фабрики, что и в Myrmes), совсем хорошо.


Качество издания


Печаталось, похоже, всё на оригинальной фабрике. Наш издатель даже не стал лепить свой лейбл нигде на коробке. Коробка хорошая, плотная, небольшая. Внутри тайлы, деревянные еврокубики для муравьёв, карты и правила. Всё на хорошем современном уровне. Добавочные муравьи в русском издании немного неудобны, но всё-таки лучше кубиков, создают нужную атмосферу. Претензий, в общем, нет. Арт в игре — как из советских учебников по биологии. Всё нарисовано, но со всякими реалистичными подробностями, в общем, на любителя. Первое, что просится на замену — тут претензия больше к полю.


Правила


Достаточно простые, игра может занимать и час, и три. Задаём 4 или 5 раундов. Каждый раунд начинаем с выполнения действий по кругу, после двух спасовавших игра входит в фазу всяческих "кормлений" и сбора очков. В конце игры к набранным очкам получаем ещё по 3 за мажорити в картах на руках, личинках (первый ресурс в игре) и еде (второй ресурс).



Поле представляет из себя центральный тайл, к которому пристраивают гексы с "зонами питания", по сути с планетами в духе Эклипса. Каждая планета даёт какой-то бонус: личинку, карту, еду или победное очко. Бывают гексы с минимумом "планет", бывают с щедрым "созвездием", некоторые "планеты" приносят целых две личинки (yummy!). Гексы разделены на "стартовые", там нет врагов, и "продвинутые", там, во-первых, есть враги — многоножки, примерно как "флот" из 4 муравьёв —а во-вторых, на некоторых есть специальные бонусы, которые дают баф к вашей муравьиной цивилизации.

Начинают муравьи с 1 своим "звездолётом" на центральном тайле и 5-ю в "ангарах" (личинки). Три основных действия: разведать новый тайл, переместить 5 "звездолётов" или добрать две карты в руку — делаются за еду (топливо? деньги?). И только одно требует плату в личинках — развитие своего научного дерева, а точнее мутаций у муравьёв. Мутировать у вашей семьи могут голова, тело и брюшко (для смеха мы его называли, пардон, "жопой" — игра приобретает незримые и нелишние грани сортирного юмора, который ей к лицу), мутировать может сам муравейник (какие-то личные многоразовые квесты), и ещё часть карт можно разыграть как события. На действие игрока у всех соседей есть возможность отреагировать — разыграть минорный эффект в том же духе. Если это марш — пойти 1 муравьёв, если разведка — выставить личинку в игру и т.п.



Бой напоминает сражение в Игре Престолов — считаем муравьёв и количество мутаций головы. Это базовая сила. Затем играем взакрытую по 1 карте, число на них прибавляется к силе, у кого больше — тот уничтожает муравьёв противника числом, равным своей базовой силе (т.е. без бонуса карты), а сам теряет лишь половину от такого же числа противника (и никогда — последнего муравья).

В процессе игры очки даются за контроль гексов рядом с центральным тайлом, и за выполнение квестов (но не в духе Нексуса, большинство из них играются раз за раунд и сравнивают какой-то ваш прогресс с прогрессом соседей, соответственно, дают 0, 1 или 2 очка).


Впечатления


Первая партия у нас была суровой мужской разборкой — у чьих муравьёв писюн длиннее. Спойлер: не у моих. Мы построили всего 3 базовых гекса, с завидным постоянством уничтожали друг друга, в итоге выиграл тот, кто старался в бой не ввязываться, и мирно осваивал плантации, копил мутации и выполнян задания. А мы с огромным отрывом проиграли.



Вторая партия была на двоих, мы отстроились, но во второй половине игры пошли на противостояние. Третья — ещё раз вчетвером, но теперь более мирно. И тут игра засияла. И тебе уникальное развитие, и стратегия, и набеги, и эмоции через край.

 Я проштудировал все правила и не нашёл никакого искуственного стопера начать бучу в самом начале. Более того, это кажется вполне очевидным — напасть маршем на 1 соседа, который неразумно сделал разведку первым ходом. И никто не помешает одному так ошибиться, второму напасть, а третьему прийти на поле боя и пожать плоды. Как у нас и было в первой партии.



Ещё что в игре не понравилось — отличные карты (например голова-броня) могут стоит 1 личинку, а всякая ситуационная ерунда — 4 (например, найти в колоде и разыграть любую эволюцию). Точно так же никогда не понятно, что может быть на руке — 1 или 5 для боя. Кому-то могут на старте выйти карты "сыграй за 1 личинку и получи 5", а кому-то —квесты, явно рассчитанные на второй этап игры. Топдек во всей красе.

Но есть и хорошее — бой заставляет подумать и "решиться" на него, т.к. при крупных силах потери будут значительны у обеих сторон. Карты развития действительно вносят элемент ассиметрии и делают это хорошо. А в базе ещё и предлагаются уникальные расы, которые не просто дают абилки, но выделяют каждому игроку уникальное действие со своими реакциями. Интересные решения. которые я не видел в других 4Х.



Правила объясняются просто, игра идёт сравнительно плавно. Но вот это вот "давайте ужмёмся в 1 час" чувствуется во всем — в масштабности, во влиянии случая, в жестокости игры к ошибкам — в некоторых случаях можно слить себе всю игру на самом старте.


Мнения


Победителю первой партии игра понравилось, его мнение (полностью обзор): 
Подводя итог хочется сказать, что я выиграл с большим отрывом, но не могу точно сказать, как именно я это сделал. Т.е. не было какой-то заведомо продуманной стратегии, тем более, что играл первый раз и не знал не свойств, не карт.

Лично мне игра всё равно понравилась и я бы сыграл в неё ещё не раз, тем более у неё есть режим, где у каждой колонии уже со старта будут отличаться муравьи, со своими плюсами и минусами, в плане способностей. Кроме прочего очень хочется теперь попробовать разные стратегии, но сомневаюсь, что про какую-то из них можно будет сказать, что она на 100% победная. Я не скажу: "Игра огонь!", но определённо нужно сыграть ещё несколько партий. Пока что она мне интересна.

Другому участнику умеренно не понравилось, а третий наш участник-соучастник выразил мнение, что "потерял 1.5 часа жизни", то есть, игра не понравилась очень активно. Я всё ещё оставался в сомнениях.



В дуэли соперница выразилась так: игра не нравится, но сыграла бы ещё, а вдруг.

И в четвёртой партии все остались игрой очень довольны. 


Итог


Игра не must buy, не шедевр и не новое слово в геймдизайне, но это очень хорошо сделанный 4х с интересной темой, которому удалось вместиться в рамках 1-2 часовой партии, не растеряв ни один из иксов жанра. Поэтому игра вполне заслужено получает 7 баллов.



 
Юрий Ямщиков
В компании где я играл всем понравилось, хотя там не фанаты 4Х, все, в основном, любители евро и семеек.
20 февраля 2018 10:21