ZoRDoK
19.11.2017

Элементарно, Виггинс! — обзор настольной игры Sherlock Holmes Consulting Detective: Jack the Ripper & West End Adventures

Для начала дислеймер: не имею никакого отношения к Crowd Games, и данная статья не является частью рекламной кампании или маркетинга к престоящей локализации. Это мои мысли, впечатления и переживания по поводу этой игры.

Предыстория


В далёком 1981 году, когда вовсю пылал (и близился к закату) огонь америтреша в США, настольные ролёвки были на пике моды, а еврогеймы изредка выходили в своей Германии, не составляя ещё какого-то серьёзного рынка, по сравнению с пазлами Ravensburger, жила-была компания Sleuth Publications. Жила она не долго, и до 1985 года не дожила. Как раз к получению игрой одной известной премии - SdJ. Оставила компания после себя и загадку — последнее дело не содержало решение на преступление, и оно так и не было опубликовано. Переиздание этой загадки запланировано на 2018 год нынешними владельцами франшизы.



В Германии игру подхватил гигант KOSMOS, издавал вплоть до получения премии игрой. Затем права перешли французскому издательству Descartes Editeur.  C 2011 по 2016 год игру переиздавало издательство Ystari Games, основатель которого позже вошёл в Spaсe Cowboys. Оригинальное издание и переиздание от французов содержало ошеломляющее количество ошибок. Перепутаны локации, номера, цифры, буквы — ужас. Но в прошлом году игру подхватили Asmodee, и дело пошло в гору. Оригинального Шерлока переиздали, а набор дополнений, который не переиздавался с 80-х годов выпустили в виде игры, вынесенной в заголовок.

На следующий год запланирована ещё одна игра в этой серии, которая содержит ту самую загадку, остававшуюся без ответа несколько десятилетий.

Что это за игра?


Шерлок, как мы коротко её зовём, игра поистине уникальная. Аналогов её среди настольных игр не прослеживается. Это скорее книга-игра, в которой вам не скажут, куда дальше идти, а локации надо вычислять дедуктивно — иногда даже с линейкой лазая по карте Лондона. Самое странное, что в мире компьютерных игр аналогов у неё тоже нет. Проще всего было бы сказать, что это point-and-click в детективном сеттинге с открытым миром, где вы можете взаимодействовать не с парой десятков персонажей, а с тысячами.



Каждая коробка содержит в себе карту Лондона, буклет с правилами и три самые важные игровые вещи: книгу адресов ("жёлтые страницы" Лондона), набор газет того времени (двусторонний лист A3) и 10-ть папок дел. Каждая папка содержит в себе вступление — литературный рассказ, предшествующий событиям конкретного сценария — диалоги с персонажами, которые прикреплены к адресам Лондона, которые, в свою очередь, разделены условно на 5-ть районов; вопросы вам на суде, конверт с правильными ответами и заключительное литературное описание того, как ловили и предъявляли улики виновнику. Вообще, в детективах мода на "мы собрали вас в этом зале, чтобы назвать виновника" пошла с Агаты Кристи, а у Конан Дойла такое объяснение зачастую было над трупом убитого Ватсоном из револьвера преступником, но что поделать, жанр требует. 

Механика победы и поражения очень размытая. Играем мы за ватагу уличных шалопаев, под предводительством очень умного мальчика Виггинса, который помогал Холмсу собирать сведения. И мы пытаемся разгадать загадку параллельно, и быстрее Холмса. Быстрее не получится, небольшой спойлер, т.к. Холмс интересуется только вычислением преступника, почти никогда не отклоняется от темы, и часто самого приступника не навещает, оставляя дело полиции. Виггинс же, под нашим руководством, орудует пистолетом не хуже Ватсона, и будет не раз обагрять руки кровью жителей лондонского дна. 



Итак. в конце игры мы получаем по 10-30 очков за правильные ответы на вопросы судьи, а затем вычитаем из них количество адресов, по которым мы сходили. То есть, суть игры, как вы понимаете, не в победе, суть в процессе получения удовольствия от решения загадки.

Из чего состоит загадка, и почему это интересно?


Получив первичны список адресов, рано или поздно вы оказываетесь перед несколькими хорошо проработанными линиями, из которых только одна ведёт к преступнику, а остальные — ко всяческим другим скелетам в шкафах вовлечённых персонажей. И эти скелеты они стараются скрыть, чисто по поведению "тут куча текста, а вот тут текста нет" вы не поймёте, в правильном ли вы направлении движетесь. На протяжении серии сценариев Холмс безустанно будет вам напоминать, чем отличается метод Лейстрейда от его — правильный детектив сначала собирает улики, а потом строит на их основании безумные теоории, Лейтрейд же берёт одну идею, и пытается её раскручивать.



Самое интересное, что побочные нити могут привести вас к другим преступлениям, даже куда более серьёзным и жестоким. Но раскрыть надо именно ваше. Причем, если Холмс делает 3-6 перемещений, то в свои первые партии вы будете путешествовать по 30-40 локациям.

Кроме побочных линий очень интересно пытаться понять, куда идти дальше. Чаще всего стартовые локации, или адреса, которые у вас есть в самом начале, ничего вам не дадут — полезно догадаться косвено, по времени и местоположению преступления, что преступник мог бы, например свернуть вон в тот бар на карте через 100 метро, и посетить его. Или, если в деле есть яд, сходить к химикам, которые расположили свои лавки недалеко от дома предполагаемого преступника или жертвы. У вас не будет прямых адресов, будет лишь... её величество книга адресов Лондона, в которой их тысячи.



Конечно, не на каждый адрес есть текст в сценарии. Зачастую, если вы пойдёте в театр, а в сценарии речь шла о пивнушках и портовых карманниках, то даже простой строчки "вы не нашли ничего" не будет. Но если адрес хоть как-то мог прийти вам в голову в сценарии, там непременно будет событие или диалог.

Иногда ключевая информация "зашита" в подборе слов клиента, в его акценте, в особом редком названии его ботинок. И тут на помощь приходит гугл, который расскажет вам, много ли было — 6 шиллингов; и кто носил определённый фасон одежды. Только если вы уделите этому своё время и внимание.



Все тексты чудесные. Если вы когда-либо отдавали своё время детективным книжкам, то вы придёте в полный восторг от текстов. Приключения зачастую интересней, чем у Конан Дойла, т.к., как я упоминал выше, есть 3-4 проработанных сюжетных линии в каждом.

Реиграбельность. Всего 10 квестов?


В отличие от различных эскейп румов, 3-4 часового агентства ТАЙМ и Tragedy Looper (с его 10-ю 3-х часовыми сценариями в базе и каждом допе) — игр, с которыми хоть как-то можно поставить в один ряд Шерлока — тут вы будете тратить безумное количество времени на каждый сценарий. Один сценарий мы с женой играли примерно 15 часов. Мы не могли выбрать из 3-х подозреваемых, против которых были и улики, и мотив у которых был свой. И ведь игра так проработана, что будь на месте преступления какой-нибудь след трости хромого человека, то будьте уверены, половина встреченых вами зловещих субьектов будет хромать, то на ту, то на другую ногу. Если у вас укол, то вы встретите и острый зонтик, и шприц, и нож и шпагу. В газете обязательно будет какое-нибудь созтязание шпажистов, у которого есть организатор, и в котором не появился один из участников, или у него была перемотана рука, ну и он, конечно хромал. И всё это только с тем, чтобы увести вас и сбить с толку, пустить по ложным адресам, по чужим скелетам и проблемам.



Конечно, если очень внимательно читать, то вы бы поняли, что условный укол сделан с близкого расстояния, о чём вам бы сказали в морге, и куда первым делом отправился Холмс. Если быть внимательным, вдумчивыми, то игру можно завершить быстрее. Да, если что, про шпажистов сверху — мои выдумки, это не спойлер ни в коем случаем.

Но! Это не нужно. Самый кайф в том, что настоящее дело, настоящая паутина событий куда обширней, чем в итоге узнаёт Холмс, или рассказывается в заключении. Собрать всю историю, после бесплодных попыток и обсуждений вдруг наткнуться на крупный кусок текста, телеграмму, записку с адресом. Это очень воодушевляет! В один сценарий можно играть со вкусом, играть и играть, проходя все побочные линии, за которые в конце услужливо вам начислят дополнительные очки. 



Так что Шерлок — это не 10-ть партий. Это много партий, т.к. часть сценариев с налёту не пройти даже самым въедливым участникам.

Приёмы и уловки


После 3-х пройденных сценариев и множества потраченных часов я выяснил несколько особенностей игры, которые ясны не сразу. Например, если вы идёте куда-то и там происходят события — кто-то погибает, или вы находите новые улики. То скорее всего эти события ещё не наступили по заранее известным адресам (тюрьмы, морги, полиция), и для продолжения расследования вам нужны будут адреса и жилые дома людей, которых вы не могли знать в начале, какие-то кабаки или лаборатории, куда бы вы не осмелились пойти со старта.



Ещё газеты — изначально мы читали всю газету от корки до корки перед сценарием, но это скучно. Берите её в руки, когда у вас нет уверенности, куда стоит пойти, или есть улики, которые казалось бы ни о чём. Важно всё — объявления, реклама, пространные интервью, где может всплыть то или иное имя, название учреждения, даже какой-то особый предмет, фотография, шифровка. Ах, какие там шифровки, эскпейм румы просто отдыхают! Кстати, вся механика серии EXIT слизана полностью с одного дела Шерлока. И эта одна шифовка заставила меня сидеть почти 2 часа над ней, т.к. было "сложнааа". 

Итог


Игра для меня строго 10 баллов. Это совершенно уникальный опыт. Настольные игры снились мне всего дважды — в этот раз и на заре увлечения, когда я попробовал BSG. А Шерлок умудрился присниться ещё и жене. Уникальная, очень увлекательная, на многие многие часы и дни коробка с приключениями. Но... есть у игры и минусы:



Лучше всего в неё играть одному, вдвоём или максимум втроём. К сожалению, заняться тут особо нечем большому количеству участников, есть всего три предмета: газета (если кейс не первый, то газеты со всех предыдущих дел тоже участвуют), справочник и журнал приключений. Какого-то мозгового штурма в игре не требуется, и пары или троих участников вполне хватит. Карта, справочник используются во вполне определённых ситуациях, поэтому между игрокам делятся газета и журнал. По правилам, журнал должен переходить от игрока к игроку, но, к сожалению, не у всех хорошо с английским (потому и ждём локализацию), и часть игроков могут пропустить важную информацию, а журнал тут — самое интересное. Ведь именно там изображены всяческие улики, и именно там находятся тексты уже посещённых мест, к которым зачастую приходится возвращаться, чтобы уловить тот нюанс, который поможет продвинуться результативно дальше.



Игра уникальная, бросайте ваше евро и америтреш, попробуйте новое-старое слово в жанре настолок.



 
anonymous
Corum написал:
Кстати, есть отличная книга "Бейкер-стрит и окрестности" Светозара Чернова - путеводитель по Лондону эпохи Холмса. Очень атмосферно с кучей достоверных деталей.

Только нужно первое издание брать в красной обложке. Второе, которое после смерти одного из соавторов выпустили, довольно неудачно расширено.
26 ноября 2017 17:42
Corum
Кстати, есть отличная книга "Бейкер-стрит и окрестности" Светозара Чернова - путеводитель по Лондону эпохи Холмса. Очень атмосферно с кучей достоверных деталей.
24 ноября 2017 10:00
ZoRDoK
SadSido написал:
А про локализацию - это решённый вопрос? Крауды же нигде не объявляли о ней официально. Очень интересно, не возникнет ли "глухарей" из-за неточностей перевода и справится ли переводчик с художественной стороной текста...


Почему не объявляли? Уже объявили у себя в группе. Текст не так сложен, как мне показалось после первой игры. И ключевых моментов в тексте тоже не так уж много, можно аккуратно перевести.
21 ноября 2017 20:44
ZoRDoK
DmitriyP написал:
У тебя Джек Потрошитель? Это дополнение, там новые сценарии? И как в сравнении с базовой игрой?


В базу играл. В базе английский сильно сложнее (либо был эффект издания от Ystari), папки с делами крупнее, всё интересней.

И база, и доп — дела между собой не сильно связаны, просто приходится искать в прошлых газетах (но газеты от базы не нужны допу). Плюс в допе есть сценарий на 4-е дела, где всё связано (про Джека Потрошителя).
21 ноября 2017 20:43
SadSido
А про локализацию - это решённый вопрос? Крауды же нигде не объявляли о ней официально. Очень интересно, не возникнет ли "глухарей" из-за неточностей перевода и справится ли переводчик с художественной стороной текста...
20 ноября 2017 10:47
DmitriyP
У тебя Джек Потрошитель? Это дополнение, там новые сценарии? И как в сравнении с базовой игрой?
20 ноября 2017 08:56
DmitriyP
Слава, большое спасибо за статью, написал не хуже Конан Дойля. Убедил, прицениваюсь.
20 ноября 2017 08:53