ZoRDoK
29.07.2016

Ад и его обитатели (18+) — обзор настольной игры Kingdom Death: Monster

kingdom death: monster

Прелюдия


Иногда стимулом к написанию обзора может стать софит из пяти ярких светодиодов, лучи которого падают на пол в одной точке, удачно подходящей под фото коробки Дюка. Или пара бодрых комментариев. Отличная ночная партия в Cthulhu Wars. Внезапные посиделки за патигеймами. Голод по настолкам, когда взгляд блуждает по полкам, а яркие обложки будоражат воображение. Но в этот раз это нечто совершенно иное:



Обратите внимание на даты. Начало беседы было где-то в мае…

Подготовка



Мы собрались для этой игры специально. Быстро нашли двух желающих, съездили домой к Никите за протекторами, и ритуально принялись всё это одевать. Быстро поняли, что у Гаги протекторы никуда не годятся. Игровая ночь ещё не началась. К тайм-кафе «Тёмный лес» подошёл элегантно одетый человек и принёс винтажный телефон начала прошлого века, Никита позже упомянул, что это владелец питерского Плейса. Телефон, поездки ночью туда-обратно, мимо модерновой застройки петроградского острова, самая дорогая современная настольная игра на свете рядом на столе — всё было не так в этот день, не как обычно.



К столу было запрещено приближаться с чаем, нямкой, плюшками, грязными руками. Дышать осторожно, двигаться плавно. Любые распития и печеньки должны были проходить на расстоянии трёх метров и завершаться тщательным мытьём рук. Впрочем, одного взгляда на игру было достаточно, чтобы понять размах.

Внешний вид



Первое, что вы встретите под коробкой — огромную птицу. По всей видимости, финального боса. Забегая вперед скажу, что мы до неё по естественным причинам не добрались — игра не создана для прохождения с первой попытки. 



Толстая-толстая книжка. На одной странице — фраза по центру и белая тишина вокруг, на противоположной — красочная иллюстрация в духе (но не стиле) Гигера, повествующая о страдании, о страдании и ещё раз о страдании. Игра насквозь готична. Я поставил себе в наушники Weeknight, обложился цитатами Пьера Гийоты, но ощущение того трепетного несоответствия между самим понятием «настольная игра» и темой о «страдании и безбрежности» или безбрежности страдания — этого восхитительного предвкушения очередной ловушки на пути ваших героев, когда любой кустарник готов оторвать им лодыжки или одурманить до маниакального состояния — пока нет. Игра может сниться, это как Outlast первый раз (для меня в детстве таким откровение стал Doom 2 ночью), только вы сидите на стуле, рядом с вами гости, а вокруг хихикают патигеймеры в свой тупой Шериф. 



Поле мрачное и серое — слабо освещённые руины, пережившие всё, в том числе полную немоту и безразличие. 

…задыхаясь в своей блевотине, их чрева пылают от ярости, жажды и страха; они катаются по грязному настилу среди пустых бутылок, ударяясь головой о переборки и выступы; иные спят, натянув на лицо береты — губы белы, подбородки в блевотине, по берету ползают мухи…

Начало




Где-то между этих руин вы поднимаетесь с земли — жалкий человек, червяк, лишь драная тряпка скрывает наготу. Вокруг вас несколько таких же диких оборванцев, ваши глаза ещё не привыкли к почти отсутствующему свету откуда-то сверху, но уши слышат рёв. Сцена из Геракла, Немейский лев. Или это остатки памяти, ведь кто вы такой, что происходит, и где вы находитесь — все эти вопросы успевают пробежать в голове, оставив только страх перед тем, что происходит буквально рядом с вами. Огромный лев раздирает лапами людей, рвёт их на части, отчленяя бёдра от туловищ, полосуя тела и смахивая головы как семена одуванчика.



И у вас нет ничего, чтобы с ним бороться. Лев бежит к вам, вы прыгаете с криком на него, он сбивает вас с ног, вы лежите на земле, захлёбываясь кровью. Внезапно ваша рука нащупывает острый осколок в каменном полу. Вся земля в этом неведомом храме испещрена странными лицами, она треснула от сухости и развалилась от старости мира, который принял этих нагих людей, моментально ставших жертвой чудовища. Не обращая внимания на остроту камня человек выцарапывает его из земли и поднимает над собой, как первое орудие, которое должно возвести его в ранг повелителя какого-то другого мира. Мира с зелёной травой, синей водой и голубым небом. Не этого.



Первый бой


Я сажусь на кучу трупов, мой зад промок от крови, под моим … клокочет чье — то горло, под моими ляжками дышат две груди, я запрокидываю голову, и мои глаза теряются в усыпанном звездами небе; вздохи подо мной слабеют, я … на звезды, моя грудь вздымается, когти шакалов скребут по каменной плитке.



Без объяснения нюансов, прочитав историю, которую я начисто переврал чуть выше, Никита выдаёт нам планшет игрока, карточку повязки — он предупредил, что она часто рвётся, и не стоит на эту «броню» сильно рассчитывать — и два «оружия»: кулаки и камень. Кулаки (кусать, царапать и рвать) дают чуть большую удачу, но часто приводят лишь к смерти персонажа. Камень куда интересней — его можно бросить, это критическое попадание. И он позволяет провести два атаки. Слабые, практически бесполезные, но целых две. Ведь, если вы выкинете 10, то это будет крит. Надо всего ничего — выкинуть десять второй раз.



Мы — четверо выживших, или проснувшихся, или умерших — игра не говорит — сражаемся за свою жизнь с монстром. Монстр не прост. У него человеческие руки, о причинах чего игроки могут узнать, если будут путешествовать по миру и соглашаться на всякие любопытные ивенты. Эти ивенты часто ведут к гибели героев, но дают важную информацию о мире игрокам. В конце-концов, у вас будут другие герои. 



Бой со львом, а все бои в игре проходят именно так — есть один бос, и есть несколько слабых игроков, которые пытаются его окружить и как-то побить — проходит с перевесом в сторону людей, если конечно не ляжет как-то не так кубик или карта.  Обычно охотники убивают льва, снимают с него шкуру, отрезают клок гривы. Можно отпилить ему яйца. Это вполне игровое действие, если нанести крит при определённом приёме льва, когда тот откроется. Лев, правда, после такого кощунства, будет охотиться исключительно за одним игроком. И скорее всего его убьёт. 

Поселение


Мы идем дaлеко в поля, дaлеко в ночь, дaлеко в глубь души.

Израненные люди, содрав с бездыханного тела льва шкуру, раскромсав его на части, бредут в темноте вперёд. Потому что сзади монстр. А вперёд — это туда, в другую сторону. Люди бредут и вскоре — первый луч надежды — они видят другую группу выживших. Так образуется поселение. Так проходит первый год.



Игроки решают, как называется это поселение. И как зовут участников. Мы решили, что поселение будет названо «Дума», а мающиеся в этом аду души — грешные депутаты. Не все депутаты, а только грешные. 



После первого года наступает охота. Мы умеем охотится лишь на льва, поэтому ищем этого монстра и убиваем его. Никто не погиб, возвращаемся домой. На обратном пути один из персонажей сходит с ума и уползает куда-то в ночь. За ним сходят с ума ещё два персонажа. Если бы сошли все, то они бы не вернулись. Теперь в деревне трое безумцев. Но как говорит Никита, для этой игры лучше быть безумным. Это как опьянение против страха. Персонажи с ясной головой просто погибают от того, что видят. Или хуже — понимают.



После охоты в деревню игроки возвращают шкуры, когти, кости. Руки, чьи-то ноги, яйца монстров. Самое главное — кости. Ваше первое оружие будет костяным. Впрочем, довольно хрупкое. 



В деревне игроки могут строить здания, а в них обменивать ингредиенты на одежду и оружие. Крафтинг из современных компьютерных ролевых игр. Только коллективный. Так или иначе, можно отдать это на откуп своим сопартийцам, и просить выделить себе пару шмоток. Шмотки тут более вечные, чем люди, они передаются по наследству. А людей — в расход. При основании поселения один бросок кубика определяет, сколько в деревне живёт потенциальных персонажей — может выпасть как 25 так и 8. Это определяет, как скоро вы погибните. Никита по секрету сказал, что даже если дойти до финального боса, то выиграть невозможно. То есть, любой финал — это поражение. 

Коза-дереза и палач

Отвратительный запах бойни, заглушивший и господствовавший здесь над всеми другими запахами, переворачивал у нас внутренности и вызывал почти рвоту. «Сад Пыток», Октав Мирбо

На второй год происходит событие. Люди начинают слышать странные шумы на краю поселения. Хруст сухих костей, топот. Но никого нет. Охотники отправляются по следу. Они впадают в безумие, находят непонятных безумных детей, каким-то чудом выживших в этом мире, безумную девочку, которая считает, что они сами все слишком безумны, ещё безумнее чем она, чтобы открыть им ещё немного местных безумных тайн. И, наконец, выходят на поляну…



Бой с антилопой я помню смутно. Она часто бегала к краю карты, несильно кусалась. Было легче, чем со львом, но сильно дольше по времени. Зато она давала нужные ресурсы на развитие, а со льва, что со льва — шерсти клок.



После четвёртой вылазки к нам пожаловал мужик с двумя топорами. Бывший член племени, в данный момент маньяк.



Маньяк оказался внезапно силён и порешил всю нашу команду. Основная ошибка — часть соплеменников взяли себе быстрое, но лёгкое оружие. В этой игре оно бесполезно. 



Прошло 8 часов с начала партии, клуб закрывался, и мы, потеряв половину людей в деревне, решили не продолжать

Что в сухом остатке?




Огромный и эпичный дайсомёт. Бои такие же примитивные, как в Arcadia Quest, если не проще. Единственная стратегия — подойти сзади и залепить с бонусом к попаданию. Каждый бой всё примерно понятно, все обсуждают, делают как обсудили. Исход боя зависит от рендома и, в большей степени, от экипировки. Основные решения в игре принимаются примерно раз в 2-а часа, во время строительной фазы: что производить, как обуть/одеть персонажей, или может лучше построить вон тот чудесный колокол из костей и шкур убиенных?



Игра анонсирует себя как board experience, им и является. Если бы я был подростком лет 14-и, склонным к просмотру ужастиков, gore, чтению дарк фентези и прочей маргинальщине, то я бы в восторге проводил недели и месяцы с друзьями за прохождением этой игры. Сидишь, бросаешь кубы, зачитываешь интересный текст, приключаешься. Да, это скорее ролевая игра с готовым всем, чем настольная. Как ролевой игре я бы ей дал 8 баллов. Но как настольной — всего 6. 

Оба глаза, широко раскрытые, смотрели на нас; они не видели больше. но в них осталось выражение самого ужасного безумия, какого никогда, ни в одном сумасшедшем доме мне не удалось заметить в глазах живого человека. «Сад Пыток», Октав Мирбо

 
Рик Фалькорн
Lupus Est написал:
То же был настроен скептически, теперь не оторвать). Вообще в идеале в КДМ надо играть одному, продумывая каждый шаг, каждый ход, где встать, как расположить, кто отвлекает Монстра на себя, кто листает его колоду Ai и Hl (то есть стоит на месте и почти ничего не делает), кто убивает и в каком порядке наносит удары, кто и когда "поднимает" сбитых с ног выживших... Ну это не реально при игре даже вдвоём, там каждый будет "за себя". Вместо продуманной схватки где у каждого - своя роль и своя цель, безумное толкание локтями в надежде "подойти сзади и ударить с бонусом". Такой путь обречён. Я пока, конечно, не много наиграл, лишь 4 боя, впереди Мясник. Но зато не потерял ни одного выжившего и ни у одного даже увечий пока нет. В общем поход на монстра чем то напоминает рейд в WoW - роли распределены, закреплены и каждый четко знает что ему делать. Иначе толку ноль.

Помню как забавно было в нашей партии, мы играли у знакомого. Шел третий год, схватка с монстром, затем возвращение в поселение и далее будет Мясник. Только вот случайное событие возвращения в поселение сыграло как Назад в Будущее, вернув весь квартет с лутом и оружием назад, к первому году, в самое начало поселения. Это было весело. ))
05 декабря 2018 16:12
ZoRDoK
Для "несколько недель игр по паре часов в день", если не имеется в виду соло вариант, я бы предпочёл Пандемию Наследие.
14 июля 2017 13:31
Андрей
Сзади, конечно, есть бонус к попаданию, но туда нужно ещё как-то встать. И плюс множество игровых факторов сводящих это и прочие действа на нет. Как обладатель КДМ скажу, что относился посредственно к игре и купил для коллекции. Игра премиум-класса, вокруг неё много шума и цена с доставкой в 500USD. Не считая протекторов для карт от мала до велика. Валялась у меня больше года из-за нехватки времени и периодического поиска и ожидания нестандартных протекторов. В итоге, когда "слон" был съеден по-частям и потрачено достаточное время на игру, включая обзоры понял, чтоб реально проникнуться нужно обладать игрой и как следует вникнуть. Тонна нюансов, интересных механик и отсутствие аналогий на рынке. Соглашусь, что подойдёт далеко не всем. Это скорее сплав настольной и ролевой игры рассчитанный на несколько недель игры по паре часов в день. При условии, что хорошо знаете правила игры и имеете хороший опыт. Если не любите регулярно терять персонажей,планировать свои действия далеко вперёд и корректировать их - то это игра не для Вас. Если это не проблема со временем будете получать массу положительных эмоций.
10 июля 2017 20:05
ZoRDoK
Larry написал:
Вывод, после прочтения обзора - эпичная фигня. Очень эпичная, но совсем фигня.


Как настолка — да. Эпичная фигня. Ну, скажем, там действительно не так всё просто, как я описал (т.е. бой идёт ещё и на истощение колоды, и на знание этой самой колоды монстра, да много чего), но это всё не умещается в формат игротеки или одной, даже двух встреч. Это скорее для какого-то запойного ухода с головой в игру. Вот да, как MMORPG.
31 июля 2016 20:51
Larry
Lupus Est написал:

Мне интересно, правда). Интересно посмотреть что такое полный сет львинового доспеха и брони феникса. Как покажет себя катана, копьё или новые топоры. Чем удивит Вотчер и что произойдёт с поселением дальше?.

Простите великодушно - но может Вам правда стоит попробовать компьютерные MMORPG, хотя бы самые простенькие?
31 июля 2016 14:00
Larry
Вывод, после прочтения обзора - эпичная фигня. Очень эпичная, но совсем фигня.
31 июля 2016 13:54
Lupus Est
ZoRDoK написал:
Ну я бы не сказал, что мы толкались. Вполне подставлялись, жертвовали, и договаривались — никто не держался за своих персонажей. С другой стороны, играть одному в настолку, по-моему, это практически Эверест задротства.


Ну, у меня в коллекции почти все остальные Игры (кроме ЯД) строго дуэльные, мне для разнообразия очень понравилось). Ну не реально играть и выигрывать не одному. Вот я представляю как в крайней схватке со львом я бы убеждал что "я встаю сюда, на 8 клеток ото Льва, ты встаёшь на 2 клетки у меня за спиной, вы двое - сбоку в 9 клетках, причём ты - вот тут, а ты - в клетке ЗА ним, и именно в 9ти а не в 8ми как я, а то Лев может на тебя кинуться, а надо что бы на меня! И что сразу после броска Льва на меня именно ты у меня из за спины стреляешь в него из лука вешая токен "-1 к увороту", после чего именно вот ты атакуешь его сбоку, потому что там в колоде HL у него в ближайших 3х картах на двух - реакция на неудачную атаку и твоими топорами пробить их легче чем ему своим костяным мечом. После чего уже ты со спины атакуешь льва костяным мечом, а уже я последним - бью его с морды, и именно с морды, потому что зайдя ему в бок мы оставим перед ним только лучницу, и он на 80% кинется в свой ход на неё, а у той ни брони, ни уворота..." Да нафиг это надо? Нужен фан-веселье-дайсомет, есть sde/AQ/да тот же rum@bones - поиграли, посмеялись, покидали кубы и завтра достали коробку снова. А в kdm надо играть что бы выигрывать. Иначе постоянно сливая бой и до 10боя не доживешь, а ведь интересно что там готовят кингсмен, вотчер, Хенд, феникс? Проигрывая на старте, убирая коробку и начиная заново получается ты играешь не в игру, а в 1/6 Игры. Ни до монстров не доберёшься, ни до сотен вариантов гира, ждущего впереди, ни до событий которые игра готовит... Мне интересно, правда). Интересно посмотреть что такое полный сет львинового доспеха и брони феникса. Как покажет себя катана, копьё или новые топоры. Чем удивит Вотчер и что произойдёт с поселением дальше? А как это увидеть погибая на 8й год и полностью теряя шансы уже на 5м? Так что не, кто как, а я над каждым ходом думаю, и думаю крепко. Это как в шахматах, мне тут подсказчики "лошадью ходи!!" не нужны. Только если такой же игрок но с опытом в КДМ, но у нас таких взять негде.
31 июля 2016 10:06
Eligora
Lupus Est написал:
Ну это не реально при игре даже вдвоём, там каждый будет "за себя".

Да нет, почему же, мы и при игре вчетвером совещались постоянно.
31 июля 2016 09:56
ZoRDoK
Ну я бы не сказал, что мы толкались. Вполне подставлялись, жертвовали, и договаривались — никто не держался за своих персонажей. С другой стороны, играть одному в настолку, по-моему, это практически Эверест задротства.
31 июля 2016 09:45
ZoRDoK
Вот мне тоже показалось, что игра пошла бы отлично на телефонах/планшетах =)
31 июля 2016 09:43
Lupus Est
То же был настроен скептически, теперь не оторвать). Вообще в идеале в КДМ надо играть одному, продумывая каждый шаг, каждый ход, где встать, как расположить, кто отвлекает Монстра на себя, кто листает его колоду Ai и Hl (то есть стоит на месте и почти ничего не делает), кто убивает и в каком порядке наносит удары, кто и когда "поднимает" сбитых с ног выживших... Ну это не реально при игре даже вдвоём, там каждый будет "за себя". Вместо продуманной схватки где у каждого - своя роль и своя цель, безумное толкание локтями в надежде "подойти сзади и ударить с бонусом". Такой путь обречён. Я пока, конечно, не много наиграл, лишь 4 боя, впереди Мясник. Но зато не потерял ни одного выжившего и ни у одного даже увечий пока нет. В общем поход на монстра чем то напоминает рейд в WoW - роли распределены, закреплены и каждый четко знает что ему делать. Иначе толку ноль.
31 июля 2016 09:27
korzhik
Переврал половину моих слов))
Вообще мы решили что это патигейм. Но в клубе конечно это все неиграемо
31 июля 2016 09:04
DmitriyP
Душевное повествование, а в конце горькая правда: 6 баллов:))
30 июля 2016 03:09