ZoRDoK
25.02.2016

Как стать тру настольщиком — часть 4 — победы и поражения

как стать тру настольщиком
Быть настоящим настольщиком, которого ценят, помнят и зовут присоединиться к партии в интересные игрушки можно вообще не имея ни одной купленной настолки. Для этого достаточно одной хитрости — будьте интересным соперником.



Эпичная по своей красоте сказочная история на снимке выше — не имеющее жалости, но недостижимое по силе и разуму человекоподобное насекомое истребило население целой страны, оставив в живых лишь людей для прокорма и одну маленькую девочку, которую оно не могло победить в настольную игру. Сказки сказками, но в истории известны случаи, когда кто-то был приближен к императорам и царям только лишь за умение составить достойную компанию в Шахматы или другие интеллектуальные игры. Короли Англии Генри первый и второй, а также Ричард были патронами шахмат. А Иван Грозный скончался за партией в них.



Адаптация

Настольщики редко играют в какую-то игру запоем, годами раскладывая сотни и тысячи партий. Время «жизни» средней поулярной игры — около 3-5 партий. Хорошие игры переживают 10-15 партий (часто разным составом для полноты ощущения). Редкие экземпляры получают сотни и даже тысячи партий. Таких игр единицы, а сами партии часто проходят онлайн, что позволяет относить их к настольным играм с осторожностью. 



По этой причине научиться всем приёмам одной игры у вас не получится, прошли времена Шахмат и Го, когда средние интеллектуальные способности могли быть заменены упорством и бездумным применением советов и тактики опытных игроков. Современные игры требуют и даже учат всего одной вещи — уметь находить лучший путь среди логически не связанных правил, которые меняются от игры к игре. Наша жизнь примерно такая и есть. Она не случайна, как считают люди недалёкие и не добившиеся ничего в ней (ремарка — проводили опрос среди населения о том, что является залогом богатства, бедные люди ответили, что чистый случай и везение, люди состоятельные сообщили о том, что только постоянный труд, обучение и развитие умений и навыков помогают в этом; кому верить решать вам). В той же степени жизнь непостоянна, и никакие шахматы не описывают военного сражения, а строгая логика не отображает сущности экономических процессов.



Но в определённые момент времени всегда существуют законы, принципы, по которым можно перемещаться, как по безопасным зонам. В спокойном обществе ваш дом — ваша крепость. В неспокойном — сегодняшний хлеб может быть плесневелым, потому что нарушены многие правила хранения, маркировки, о которых производитель решил умолчать. Тогда вы вырабатываете новые правила — хлеб той компании плесневеет на третий день, а той — на шестой, и он изначально мягче.



Умение находить этот путь оттачивает общий ваш скил в играх. Во что бы вы не играли — варгейм, евро или бросали кубы и убирали миньки — везде есть свои новые правила, по которым предстоит играть.

Навыки

И всё же, расхожие штампы — можно назвать их очень условно «механики» — кочуют из игры в игру. В варгеймах это карточный движок, вытягивание жетонов, туман войны, аппликация бонусов к территориям, построения войск или управление логистикой. В америтреше вы учитесь быстро сопоставлять вероятность 1-го, двух шестигранников, 8-и гранников, недетерменированных событий — управлять вероятностью как таковой. В ролевых играх обращаете внимание на подсказки мастера по нюансным событиям или предметам. В евроиграх на ресурсный ком начинаете с построения движка, а не получения победных очков. И так далее.



Чем больше и в большее число игр вы играете, тем чаще видите схожие паттерны развития. В воркер/мипл плейсменте ключевой момент — получение большего числа рабочих. В дек-билдинге — утоньшение руки. В ККИ — раш, комбы. В военных мультиплеерах — сохранение боеспособной армии.



Жена, например, часто раньше выигрывала меня в еврогеймы с первого раза. На вопрос, как это ей удаётся, ответила, пожав плечами: «Я просто собираю победные очки с начала игры». Большинство евро сделаны так, что это действительно хорошая стратегия. 

Проигрыш
Нужно уметь проигрывать. Вы можете играть с более опытным соперником, не до конца понять правила, не знать присутствующие и очевидные для игравших комбы в игре. Да просто может не повезти. Многие детские игры рассчитаны на случайную победу без сильного влияния навыков и выбора игроков, чтобы не обижать детей. Помните — неадекватная реакция на поражение ставит крест на вашем участии в других партиях с теми же игроками. Мой друг детства всегда расшвыривал шахматы, когда понимал, что всё идёт к неизбежному. 



Но есть более тонкое неспортивное поведение, не заключающееся в эффектном выходе или матерной ругани. Игроки часто обсуждают после партии игру, и многие на отказывают себе в соблазне объяснить своё поражение какой-то причиной. Давайте рассмотрим эти варианты:

— Принижение игры

Игрок может пенять на большой рендом, сложность игры, нелогичность, «хаотичность» (ремарка — обычно это означает по факту, что логические связи в игре оказались настолько сложны для ругающего, что он не смог их сопоставить и выстроить своё поведение — например, «хаотичной» часто называют Инновацию проигравшие ), игровые механики или какие-то нюансы, вроде закрытого получения очков в конце игры или, наоборот, полностью открытого, когда он все два часа плёлся в конце по очкам (или без армии) с унылым видом римского плебса. 



Всё это на BGG проходит под общим термином «украсть победу». Вы нивелируете победу другого игрока критикой игры и итогового подсчёта очков. Игра не политика, тут нет подтасовок, а все правила рассказываются перед игрой, и их вообще-то стоит прочитать самому до начала. Главный момент — не говорите ничего плохого про игру, если вашего мнения после партии не спросили. К сожалению, я такими вещами грешу часто, забывая, что не в блоге нахожусь.

— Обвинение соперников

Обвинения в том, что кто-то что-то не так сделал в юмористическом ключе вполне возможны. Например, в последнем раунде Blood Rage я обозначил своим шаманом претензию на регион под будущим Рагнарёком. Всего три места. У меня в рукаве одна хитрая, две крупных и мелкая боевая карта, в запасе два квеста на этот регион и две ачивки за убитых в Рагнарёке и за монстров в Вальхалле. Полный комплект, в общем, комбящийся на втором ходу.

Но владелец игры всё прочухал, ринулся туда и победил меня, переиграв на картах — он обнулил текст на моей хитрой карте (которая даёт очки за сыгранные карты и обнуляет её), а затем перебил мою крупную карту своей более крупной. А это всё скрытый розыгрышь. В итоге моя комба сломалась полностью, другие игроки его не остановили, и он выиграл.



Мне это игровое место очень понравилось, хоть я и полностью проиграл. Но другой мог бы начать возмущаться тем, что соперник ему испортил всю игру. Игра на то и игра, особенно с прямой агрессией, она не обязана подтягивать отстающих. Или был случай в Fief — союзник, когда мои войска разбили, заманил мою принцессу (жену своего принца) к себе на территорию, обещав защиту от натиска врага, а там напал войсками и вероломно убил. Игра про вероломство, поэтому такое поведение вызвало не осуждение, а много пересказов с горящими глазами.

— Обиды на прямые атаки

Во многих играх есть механика прямой атаки на одного из игроков. В такой момент все с замиранием сердца, словно перед вызовом к доске, ждут выбора игрока. И бывает очень обидно, если это вы. Механика считается дурновкусием среди авторов, если только игра целиком не построена на прямых атаках.



Но что хуже, это когда вы обижаетесь. Когда обижаются жёны и дети, в целом понятно, слабый пол, все дела. Но мужчине это не к лицу. 

— Уйти не доиграв

Если игра имеет открытые победные очки, то вы можете обнаружить, что проигрываете совершенно точно. Но игра совершает посредством ваших действий какую-то механику. В этом случае дело части — доиграть свою роль, бороться за победу до конца, даже если вам не победить. После упомянутого выше случая в Fief я жил ещё 4-е реальных часа одним юнитом в деревне, и меня не трогали другие как экспонат. Впрочем, я совершал набеги и даже участвовал в дипломатических играх, обещая поддержку воинствующим сторонам. 



Уровень игры

Играйте с теми, кто близок вам по уровню. Уверяю, что партий с гроссмейстером шахмат вам хоть и запомнится, но приятного будет мало. Точно также не интересно играть с теми, кого вы выиграете с очень большой вероятностью. В соревновательные игры со своими семьями, бабушками и неопытными коллегами ради победы играют только слабые духом. Если победа для вас как наркотик, то вы и по жизни будете искать лёгких путей, обижать тех, кто заведомо не ответит в детстве, и брать чужое из кармана людей или государства во взрослой жизни. Но также и не следует биться лбом о стену. Всё это либо глупо, либо мелочно.

Поэтому вас могут не звать в компанию ещё и из-за недостаточного уровня мастерства. Или слишком уж большого, когда соревнование будет бессмысленным. Впрочем, второе куда реже. Что делать в этом случае? Либо развиваться (не столько даже играть, сколько решать задачки, читать умные книжки), либо махнуть рукой, принять всё как есть и играть в кругу приятных вам людей в игры с большой долей случая, в Америтреш, например. Авось повезёт. Ведь для броска кубов особых интеллектуальных затрат не нужно.



Манера поведения

Вы можете быть очень интересным соперником, но если вы обладаете перечисленными ниже недостатками, то вас будут звать по остаточному принципу, или вообще не будут. В таком случае можно организовывать игротеки самому, тогда пришедшим придётся мириться с ними.

— Паралич анализа

Этим страдают многие настольщики. Я знаю трёх человек, склонных к нему. Как это проявляется? Если действия игрока не молниеносны и требуют принятия решения, то обычно ход зависает именно на таком игроке. Пока он не просчитает и не взвесит всю ситуацию, он не сделает хода. Интуитивные действия, мат. оптимизация, стратегия? Нет, не слышали. Подробно я писал о таком поведении ранее, вот тут можно почитать.



— Шумно и громко, или напористо общаться

Настолки — не борьба орангутанов за самку. Не стоит кричать, обрывать соперников и привлекать к себе внимание 80% времени. Если даже вы играете в патигейм, каждый хочет получить толику своей славы, поэтому не редко стоит и промолчать. 



— Плохо выглядеть, пахнуть, неопрятно одеться

Если ваши сальные железы проявляют буйство, или весь день вы были в походе и взмокли до нитки лучше примите душ, чем распугивать друзей и коллег миазмами. Единственным отложившимся впечатление после такой партии будет ваш памятный вид, а не искромётные стратегии.



— Отвлекаться на телефон, не слушать правила, спорить, не помогать раскладывать и убирать игру

Тут всё понятно без пояснений. Если вы проявляете неинтерес к игре, вас приходится уговаривать и прочее — в следующий раз скорее всего вам не предложат даже поучаствовать. Зачем тратить силы и время на того, кто снимает лишь сливки, а «саночки возить» не хочет.

Отказы

Чтобы на заканчивать на минорной ноте расскажу ещё про два момента. Первый — если вы живёте далеко, и чтобы поучаствовать вам нужно будет ехать на метро, на такси, на машине, и пару раз вы уже отказывались это делать по той или иной причине, то скорее всего такое динамо с вашей стороны заставит организаторы поставить вас в конце списка на обзвон. Отказ слушать не очень приятно, поэтому зовут сначала тех, кто обычно готов прийти, с кем интересно, и только потом вспоминают про отказников.



Люди ведь ещё не умеют отказываться, врут с три коробка про дела, хотя им просто лень. И вообще отказ в духе «извини, не получается» считается почему-то не приличным. Обязательно расскажут почему не получается, как дела и здоровье у всей семьи, какие проблемы на работе, и ещё минут десять о том, что «зови обязательно в следующий раз». Сам бывал по обе стороны баррикад. Слушать отказ неприятно. Вдвойне неприятно, если вы не можете решиться сразу и откладываете решение до последнего, сообщая об отказе организатору прямо перед партией. 



И втройне, если вы соглашаетесь, а затем не приходите, и вам нужно звонить через час после начала, чтобы услышать: "А? Что? Совсем забыл. Нет, не могу, я занят." Такие тоже есть. Разумеется, они никогда не извиняются за то, что не предупредили заранее. Им это просто не приходит в голову.

Друзья/Коллеги



Понятие дружбы очень субъективно. Но большинство предпочитают собираться в знакомой компании, даже если манифестируют открытую игротеку или партия обсуждается в публичном месте. Так что часто список обзвона рассортирован по степени знакомства. Вот с тем можно играть в пижаме, если того звать, то за подраный котами диван стыдно. С этим сложно что-то сделать — чаще встречайтесь помимо игр. Можно сходить в кино, в бильярд, снять домик выходные, погулять с детьми. Находить, в общем, иные точки соприкосновения — так, чтобы людям было комфортно в вашем присутствии. 

«Комфортно с вами играть» — наверное ключевой момент для все статьи. 



Продолжение следует. В следующей серии: как не тратить много денег на хобби, оставаясь его активным приверженцем (или как купить Forbidden Stars за 50 рублей).

 
TTK
Спасибо.
Весь цикл захватывает.
Как Сигал, выходящий из комы.

Не успеваю читать.

...дело чЕсти...
не из-за граммотности, но термин важен
13 марта 2016 21:00
alt
Статья очень!
Всем читать внимательно (а не по диагонали) и примерять на себя.
02 марта 2016 08:34
ZoRDoK
slayerkiss написал:
"Америтреш, например. Ведь для броска кубов особых интеллектуальных затрат не нужно." Да сколько уже можно отправлять недалеких игроков в америтрэш??? Уже десятки раз сталкивался с ситуацией, когда игроки хвалящие евросухари садятся за америтрэш и не могут сообразить не то чтобы самый рациональный способ достичь победы, а элементарно определиться с тем куда шагнуть и что сделать. Даже в примитвном зомбициде такой игрок говорит "Не подсказывайте мне, я счас!" потом тратит все действие движения на то чтобы подойти к зомби и атаковать топором и промахнуться. А потом открыть рот и сказать, а что теперь делать-то? Как они играют и выигрывают в ваше "высокоинтеллектуальное" евро непонятно. Но был один "еврогеймер" который спустя пол-часа объяснений ему правил миссии в Десцент слился из-за того, что как-то слишком сложно и нужно много всего помнить. Не слишком похоже на веселое кубометание?



Ежели он куда-то слился посреди партии, то это был даже не гик, куда там до еврофила. А евросухари это зло, не перевариваю их сам. Не понимаю людей, которые тащатся от Tzolkin или нынешнего Фелда.
01 марта 2016 19:20
slayerkiss
"Америтреш, например. Ведь для броска кубов особых интеллектуальных затрат не нужно." Да сколько уже можно отправлять недалеких игроков в америтрэш??? Уже десятки раз сталкивался с ситуацией, когда игроки хвалящие евросухари садятся за америтрэш и не могут сообразить не то чтобы самый рациональный способ достичь победы, а элементарно определиться с тем куда шагнуть и что сделать. Даже в примитвном зомбициде такой игрок говорит "Не подсказывайте мне, я счас!" потом тратит все действие движения на то чтобы подойти к зомби и атаковать топором и промахнуться. А потом открыть рот и сказать, а что теперь делать-то? Как они играют и выигрывают в ваше "высокоинтеллектуальное" евро непонятно. Но был один "еврогеймер" который спустя пол-часа объяснений ему правил миссии в Десцент слился из-за того, что как-то слишком сложно и нужно много всего помнить. Не слишком похоже на веселое кубометание?
01 марта 2016 09:17
ZoRDoK
Pacificateur написал:
пока читал статью вспомнились настольные энциклопедии "для девочек"/"для мальчиков".

прочитаю-ка предыдущие части. очень занимательно читать


Помню, читал «юного джентльмена» — там говорилось, что неприлично звонить более 6 гудков на телефон. До сих пор так делаю =) Правда, сразу перезваниваю.
29 февраля 2016 18:31
ZoRDoK
Денис написал:
Forbidden Stars за 50 рублей? Это невозможно-с!


Если герой этой истории себя не спалит, то расскажу =)
29 февраля 2016 18:29
Pacificateur
пока читал статью вспомнились настольные энциклопедии "для девочек"/"для мальчиков".

прочитаю-ка предыдущие части. очень занимательно читать
29 февраля 2016 18:23
Денис
Forbidden Stars за 50 рублей? Это невозможно-с!
28 февраля 2016 21:01
ProninZet
Как зритель в анатомическом театре с интересом наблюдаю препарирование. Но врач увлекшись историей болезни больного, забыл о причинах возникновения заболевания. А между тем, было бы интересно услышать твою версию, почему становятся настольщиками и тем более гиками?
26 февраля 2016 10:21