ZoRDoK
05.02.2016

Работать за еду: внутренняя кухня обзоров 2

Из чего состоит написание обзора, и почему это не «баран чихнул»? Хороший обзор одной игры занимает около 4-х часов. Если приноровиться, то сильно меньше, но обычно пол дня на него всё же улетает. И если вы не безработный или лодырь, то тратите свои выходные или вечера на такие тексты. Итак, почему же 4-е часа, ведь это так просто — стучать по клавиатуре — мы же все пишем на Тесере километровые рулоны срачей, что не так?



Ну, сначала отданную вам игру стоит пофоткать. Можно конечно обойтись фотографиями в интернете, но это не комильфо, да и владельцы могут вам предъявить. Фоткать желательно так, чтобы потом было что добавить в обзор — компоненты, какие-то карты отдельно, поле, жетоны, коробку саму. Если есть нарекания к качеству, то всяческие зазубрины и толщину карт. Всё это делать желательно при дневном свете. Если вы гуру фотографии, то можете и при лампочках ночью, но обычно для фотолоха с убеждением: "Зеркалка спасёт", — типа меня — подойдёт только день. Днём можно даже на обычный телефон. Я в последнее время не замечаю разницы, видимо, и правду говорят, что фотографии делает тот, кто нажимает кнопку, а не аппарат в руках.



Фотки надо как-то достать и положить в доступное место. Блог на вордпрессе хорош чем — аплоад фоток там обычный процесс. У меня тут движок самодельный, да и за хостинг приходится платить, поэтому я их заливаю в ВК. Можно их и на BGG, но там половина не пройдёт модерацию (по опыту), и они станут не доступны в блоге. У Тесеры движок слишком тормозной для этого дела.



Затем (или до сего процесса) в игру стоит сыграть. Я совершенно точно знаю от общих друзей, что некоторые блогеры в часть присланных игр не играют, но в обзорах пишут обратное. Оставим это на их совести. Взрослый занятой блогер не будет играть больше раза в игру средней тяжести, если ему по первой партии понятно, что дали треш. Почему? А потому что один не поиграешь, а приносить плохую игру в игровые ячейки — так и играть перестанут. Меня каждый раз спрашивают, видя в руках новинку — игра-то хорошая, или опять? Приходится идти на подкуп или бартером играть в другую игру, которая меня не впечатляет, но ячейка хочет.



В общем, ещё несколько часов уходит на изучение правил и игру. Иногда на перевод правил или их короткую версию, если оригинал щедро сдобрен водой. Если поставили себе цель сыграть не раз, то это дополнительные часы.

Итак, текст. Большинство форматирует обзор на главы: вступление, компоненты, правила, впечатления и итог, — под разными названиями и соусом, но примерно так. И я не исключение. Да, Вэсел, например, свои письменные обзоры пишет на страницу без разделов. Но он не показатель, и известен нам не текстами далеко.



С правилами всё просто — в меру своей испорченности можете пересказать подробно каждый чих, а можете кратко пройтись по основным механикам. Я предпочитаю второе. Есть такая болезнь у начинающих обозревателей, они на этом разделе выдыхаются. То есть, вот идёт вступление, вот правила, а под конец дежурное: "мне игра очень понравилась, друзьям тоже, рекомендую". Это не обзор. 

Компоненты — тут чуть посложнее, но и этот раздел пишется легко, как по маслу. Карты — лён, обычные, тонкий картон. Фишки деревянные, пластиковые солдатики, кубики. Толщина тайлов, как выдавливаются. Коробка так себе или кажется солидной. Вроде каждый раз одно и то же, особенно для качественных зарубежных игр, а фетишисты любят. 



Со вступлением всё хуже, можно броситься в историю издательства, автора. Можно написать пару неологизмов, перефразировав надпись с коробки. Можно что-то придумать своё, но в любом случае тут приходится творить, а если вдруг настроения нет, вы рискуете зависнуть перед чистым листом бумаги. Есть такой синдром графомана — чистый лист, название и изгрызенный колпачок шариковой ручки. 

Впечатления проще всего писать, когда игра не удалась. Чем дольше вы играли, тем быстрее росло возмущение, и тут вы лишь выплёскиваете его на бумагу/экран, буквы ровными рядами ложатся строка в строку, раз, и текст готов. А когда всё понравилось? Что напишешь, кроме пресловутых восторгов? Лучше всего обзоры писать по горячим следам, тогда у вас будет что сказать. А если вы играли неделю назад и лишь смутно помните, что было не плохо, но вот как именно — точно и не скажешь? Попробуйте превратить раздел "впечатления" в мини-сессию и пересказать основные ходы, кто что сделал, сказал, а там, глядишь, и вспомните.



Итоги — если вы уже выдохлись на предыдущем разделе (а он самый важный в обзоре, многие просто проматывают до него [я, например — очень редко читаю правила, только перед покупкой]) — смело рисуйте два списка: плюсы и минусы. И тезисно, батенька, тезисно. Но можно и рубануть с плеча, хлёсткой фразой исстегать автора, издателя и всех сочувствующих.

После написания следует ещё одна важная часть, которой я стал последнее время пренебрегать, т.к. отнимает она примерно 30-40% от времени на написание чернового материала. Это вычитка и правка орфографических, пунктуационных и, самое важное, стилистических ошибок. Перефразирование повторов (простите, вылетел термин из головы, если эту фразу я не удалил, значит и этот текст я не вычитывал), удаление двусмысленностей, украшение текста, упрощение текста. Иногда текст выглядит суше игр Книция, и на остатках вдохновения (которое часто появляется ближе к концу текста, по крайней мере у меня) можно дописать там и там по абзацу. Тут всё зависит от удобства редактора.



О, это ещё не всё. Теперь нужно подобрать и вставить картинки в нужные места. Рассказываете о жетонах — вот жетоны. А тут сетуете на карты — пожалуйте, картинка карт. Я на дайседе когда-то спрограммировал казавшееся мне удачным вычленение картинок из текста и их перенос в правый столбец. И если я централизованно это уберу, то тексты 12-х, 13-х годов будут содержать эти картинки списком в самом низу. Поэтому мне приходится редактировать тег каждой картинки. В общем, у вас может быть какое-то обслуживание текста после его отправки, и это занимает время.

Публикация должна быть отложенной. Этот текст я пишу 31-го января, а появится он в блоге только 4-го февраля. Почему? Потому что никто не будет читать в воскресенье 4 текста, а потом заходить к вам две недели и видеть пустоту. Люди любят с утра на работе прийти и пощёлкать любимые ресурсы. А если вы за выходные вывалили 8 текстов, то они могут прочесть самый верхний и быстро пойти по другим ссылкам. Причём тут время? Дело в том, что писать в будни вы не сможете, если у вас есть семья, дети, или просто вечерние обязанности, поэтому часто приходится делить: сегодня вы пишете на гора кучу обзоров. А в будни расставляете картинки. И вам придётся перечитывать собственный выверенный текст, да-да. 



Поддержка, так мы её зовём, программисты. Это когда текст выложен, а вам указывают на ошибки. Надо править, люди постарались, написали замечание, не игнорируйте их. Отвечайте на комментарии. Начинающий блог можно и нужно рекламировать перепостами на Тесере, на форумах. Стоит их регулярно обходить и отвечать людям в том числе и там. Всё это работа, друзья. Работа по написанию обзора какой-нибудь никудышной 500-рублёвой игры. Задумайтесь, стоит ли игра свеч?



О джинсе, о честных обзорах и «честных» обзорах читайте в следующей части.

 
alt
Подпишусь под каждым словом! Так и есть...
11 февраля 2016 10:11
ProninZet
"А если вы играли неделю назад и лишь смутно помните, что было не плохо, но вот как именно — точно и не скажешь? Попробуйте превратить раздел "впечатления" в мини-сессию и пересказать основные ходы, кто что сделал, сказал, а там, глядишь, и вспомните."

Есть еще одна хитрость, которая намного быстрее реанимирует просроченную игру - фотографируйте игровой процесс, очень помогает вспомнить все подробно, иногда сам удивляешься способностями своей памяти моментально восстановить по фото детали и впечатления.
10 февраля 2016 10:13
ZoRDoK
Я люблю вступительные слова и даже слова-паразиты в письменной речи, они её приближают к разговорной. =) Холденколфилдншашевсё.

А не вычитываю — частенько вычитываю, но это самое утомительное. Надо бы сделать какие-нибудь хоткеи для моего акка, чтобы менять в процессе чтения, а не прыгать из админки на страницу по каждой ошибке.
07 февраля 2016 09:50
sputnik1818
Единственное, отмечу, что зря не вычитываешь. Вычитал текст, исправил ошибки - читать другим приятней. А если ты свой текст не желаешь перечитать разок перед публикацией, то почему хочешь чтобы его кто-то ещё читал? :)
Я знаю две свои проблемы при написании текстов (их может быть и больше) и правлю их сам как раз при вычитке:
убираю повторы слов в близких приложениях;
убираю наречия и вступительные слова (они усложняют текст).
06 февраля 2016 09:53