ZoRDoK
15.02.2015

Артифициум — отечественный еврогейм

Прошедший 2014-й год был щедр на отечественные релизы — с некоторыми играми издательства уже отправились зарубеж, некоторые только вышли на рынок. Сформировалась группа популярных авторов, имена которых постепенно становятся известны и среди западных игроков. Такой ход событий позволяет появляться на отечественной сцене новым авторам сразу с качественными в плане компонентов изданиями. Я очень рад этому, т.к. в нашей стране живут умные люди, и при желании и финансировании они заткнут за пояс западных разработчиков.



Стиль Жизни — марка "Игроведа" для локализаций, а теперь и для собственных разработок. Среди отечественных авторов они известны самым, это личное мнение, продуктивным и интересным конкурсом разработок КОРНИ. Если присмотреться к новинкам, мгогие из них засветились именно на этом конкурсе. Артифициум стал победителем во втором этапе, и именно его решили организаторы выпустить (в том числе на английском, немецком и французском языках).

Компоненты



Удивительно, но качество компонентов выше всяких похвал. Первое ощущение после распаковки — издатель рассчитывал не просто на покупателей, но на придирчивых гиков. Карты-лён, раскладное плотное поле, органайзер индивидуально для игры, на коробке специальные глянцевые вставки, акриловые камешки для монет и товаров. Всё плотное, качестенное, радует глаз и руки. Тактильные ощущения в настольных играх очень важны, хорошо, что современные игры отвечают на это интересными компонентами и высоким исполнением уже привычных. Даже склейка коробки сделана так, чтобы она не развалилась после 3-4 партий на месте сгибов, а прослужила годы.

Правила

Правила игр никому и ничего не говорят, поэтому я стараюсь быть краток в этой части. Правила очень просты, их легко можно разобрать на ходу, ничего сложного. Это чисто карточная игра, поле тут выступает исключительно как трекер очков. 4-е раунда. Каждый раунд игроки набирают из колоды 5 случайных карт, меняют одну или больше с открытым дисплеем, затем по-очереди отыгрывают эти карты по-одной, после чего могут оставить часть карт и добрать заново до 5-и.



Карты бывают двух видов: превращение одного товара в другой, и их розыгрышь приносит основные очки в игре. Чем более сложный товар вы производите, тем больше очков. Второй вид — карты действий. С помощью них можно пакостить или получать деньги. На деньги можно докупать товары. 

Ход игры

Основная тактическая цель — обменивая карты перед раундом получить в руке хорошую комбу, которая позволит вам произвести ресусрный бартер с наибольшей выгодой. Как минимум, сыграть все карты, а оптимально — подрезать других игроков, получить дополнительные карты в руку и т.п. Все товары можно продавать/покупать, поэтому не обязательно строить цепочку с самого низа, это зачастую самый неэффективный путь, хотя самый очевидный на первую-вторую игру.

В игре всего 4-е действия, но два из них очень агрессивны, т.к. направлены лишь на одного игрока. Действие "воровство" крадёт ресурс 1-го или 2-го уровня у одного игрока, жертва ничего не получает взамен. Действие "обмен" забирает случайную карту из оставшихся у другого игрока, жертва получает взамен случайную карту из колоды.



Конец всех цепочек обменов — два убер-действия. Одно из них добавляет в руку 2 карты, а второе подрезает любого игрока на победные очки, что тоже весьма и весьма агрессивно.

Партии и впечатления

Я сыграл 3-и партии в Артифициум. Первая партия была на двоих с женой, прошла очень хорошо: мы с удовольствием пользовались "рыцарем" и подрезали друг друга. Игра идёт отлично вдвоём, чего я не ожидал от коробки 2-6 игроков, она не сломана, всё работает. Не смотря на то, что жена слила первую руку, сыграв лишь одну карту из пяти (остальные не строились в комбу), партию она выиграла с отрывом. Это говорит о том, что игра не превращается в снежный ком поражений, каждый раунд связан с предыдушим лишь оставшимися ресурсами, и решающий рывок по очкам можно сделать в любой момент.

Вторая партия была на троих, тут игра сильно провисает. Кончилась партия ситуацией "kingmaker" - проигрывающий игрок своим действием выводил в лидеры одного из других. Все точечные атаки выбирает ту или иную жертву, от чего бонус получает не только сам игрок, но и один его оппонент.



Третья партия игралась вшестером (максимальным составом), и тут игра раскрыла свои основные плюсы и минусы. Мы играли питерской гик-командой, это Warlord1, Arch1tector, Anci, Ortiz и Behemoth. Всем игра очень понравилась, некоторые называли её вообще лучше сыгранной за ночь (там было с чем сравнивать). Гики оценили её как удачный филлер, а также открыли те стратегии, которые ни я, ни казуальные игроки не видели в ней ранее. А именно стратегия с ресурсом "маг", которая даёт карты — при умелом применении позволяет "зашкалить" победные очки за предел на игровом поле и сильно оторваться от оппонентов.

Впечатления

Игра идёт примерно 30-50 минут без ощутимого провисания, а напряжение, соревновательность и агрессия в ней на уровне для гиков. С другой стороны, семейной я бы её не назвал из-за точечных атак действиями и рыцарем. Как итог — отличный агрессивный еврофиллер для гиков. Игра попала у меня в разряд тех, которые я могу достать поиграть, когда речь идёт о большом количестве коротких игр вроде Города Синей Луны, Splendor или Цитаделей. Описанных другими обозревателями недостатков я не заметил, но согласен с англоязычными обзорами, о чём ниже.

Плюсы:

+ Короткое время партии при насыщенном игровом процессе
+ Понятные правила
+ Качественное исполнение
+ Реиграбельность

Минусы:

- Точечные атаки (вор, рыцарь, обмен) на одного игрока делают игру не семейной
- Рыцарь не сбалансирован с магом и сильно ему проигрывает.
- При большом числе игроков последним не достаются полезные карты из дисплея
- Победа зависит на 20% от пришедших на руку карт, т.к. эффективно поменять обычно получается 0-2 карты.

 
света
поиграть можно просто так!
05 марта 2015 12:09
Suflihim
На счет рыцаря, мы для себя решили так: можно распределять -4 между всеми соперниками. Т.е. можно к и раньше отбросить кого-то одного, но можно всем по чуть-чуть, что бы никому "обидно не было" :) На счет значительно большей эффективности "строительства" магов - полностью согласен.
16 февраля 2015 07:49