ZoRDoK
25.01.2015

Топ-5 по сыгранному за 2014

Legacy: the Testament of Duke de Crecy terra mystica new era wyatt earp kemet tinners trail star realms splendor innovation: echoes of the past twilight imperium through the ages nations maria age of industry chinatown machi koro мачи коро bora bora study of emerald lost legends aeroplanes голливуд hollywood monolith coup переворот urban sprawl blackbeard
Наступил 2015-й, и стоит подвести игровые итоги. Практически всю осень я не писал блицы и обзоры, а вот играл значительно больше, нежели в первую половину года. Первая 5-ка — игры с самым большим числом партий (т.к. в филлеры я практически не играю, можете быть уверены, что Доббль тут не выиграет):

5-е место: делят New EraTerra MysticaWyatt Earp и Legacy. Все по 4-е партии.

Legacy — та самая игра с провокативной механикой "выкидышь". Три партии запоем были сыграны на летнем настолкэмпе, и ещё одна, уже дома, в Питере, стала толчком к гигантскому срачу, который даже захватил BGG и автора игры. Очень хорошая семейная игра (не смотря на), жаль, что количество покупаемых игр из-за курса доллара снизилось (при росте достойных покупки настолок за бугром).



Terra Mystica — отлично идёт вдвоём, думаю взять с собой и поиграть в новогодние праздники. Звезде большое спасибо за локализацию, а моему работодателю — за подарок на др.



Wyatt Earp — "старичок" моей коллекции, любимая простая карточная игра, "маджонг-лайт" от одного из самых известных разработчиков (внимание) варгеймов Ричарда Борга. О нём я ещё упомяну в конце статьи.



New Era — будучи крепок задним умом уже жалею, что не купил у DrNik по старым ценам вместе с допом. Сейчас стоит уже запредельных денег и без допа. Одна из лучших сложных карточных игр, которые я играл.



3-е и 4-е за Kemet и Tinner's Trail по 5-ть партий

Kemet — шикарный гибрид партизанского Nexus Ops (сражения) и Puerto Rico (здания с плюшками). Быстрые динамичные и частые сражения, а параллельно раскачка и гонка в покупке различных плюшек к этим битвам, зачастую определяющая картину боя и общей ситуации на стратегической карте.



Tinner's Trail — эта отличная экономическая игра Мартина Уолласа хороша минимальнвм набором компонентов (только поле и деревянные крупные бруски) и временем партии — 45-60 минут на 4-х. Для своей глубины идеальное решение.



2-е место Star Realms (Звездные Империи)

7 партий, целых семь партий за пару недель. Классная игра, достойная отдельного отчёта. Которого не будет, т.к. мне лень повторять уже сказанное многими. Да, правила поведения в ней раскусываются на вторую партию, и дальше уже кому повезло на карты. Да, слегка хаотична. Но блин, они сделали наконец-то отличную колодостроительную игру, которая заставляет хотеть её ещё и ещё. Режим "куча мала", кстати, не работает. Эта игра тоже поедет на новогодние каникулы.



1-е место Splendor

10-ть партий. Игра уже сильно надоела, и с появлением Star Realms была отправлена на полку. Да, реиграбельность высокая, и правила лёгкие, и т.п. Но какой-то особенной привязанности к ней не испытываю. 




Следующая 5-ка, это лучшие игры из новых. То есть, те, которым я поставил самые высокие балы, и в них я играл впервые в 2014-м году.

1-е делят Splendor и Star Realms - по 9 баллов

А также доп к Инновации Echoes of the Past. О первых двух играх я рассказал кратко чуть выше. Это изумительные игры с очень высокой реиграбельностью. И ведь это самое важное — сколько "прослужит" конкретная игра, и стоит ли она своих денег в принципе. Про доп к Инновации у меня были другие мысли. Я слышал, что он не очень удался, ещё больше хаоса, ещё больше чего-то не того. На деле отличный доп! Не просто какие-то там тебе карты с новыми текстами. Куча интересных механик: карты со статическим количеством очков лидерства, ещё 5-ть достижений, много текста, завязанного на очки лидерства, ещё спец-механика свойств на краях карт и другие вкусности. В общем, маразм основной игры взлетает до непреодолимых вершин, она вдохновляет ещё и ещё.



А вот второе место занимает достаточно большое количество игр с 8-ю баллами. И их можно условно (т.к. эти группы пересекаются) поделить на два множества: игра прекрасна как секс, но слишком долгая; и игра хороша, но не распробовал (мало партий), чтобы повысить оценку.

Итак, долгий секс:

Сумерки Империй (Twilight Imperium) — я определённо жду 4-ю часть (не спрашивайте — нет, пока не анонсировали, просто надеюсь). Она будет короче, в маленькой коробке а ля Колонизаторы, но это будет шикарная космическая сага с отличными механиками выбора ролей, расами (расы тут круче и интересней, чем в Эклипсе). Но увы, очень долгый секс, один игрок даже заснул в процессе.



Through the Ages — это карточная цивилизация. По ощущениям, такой хардкорный Санкт-Петербург на 9-10 часов. Интересно, но очень утомительно.



Nations — упрощённая финская версия предыдущей игры. Аналогично, всё равно долго. Но это не мешает игре быть шикарной.  Чуть менее шикарной, чем предыдущая.



Maria — это такой долгий военный оргазм на троих. Бои проводятся на картах по духу близкому к партии в дурака. На стратегической карте всего 6-7 солдат. Игра не похожа ни на что (ни на варгейм, ни на америтреш, ни на евро), очень самобытная. И строго на троих.



Age of Industry — это сильно упрощённый и укороченный Brass от Мартина Уоллеса. Экономическая игра про доставку угля, железа, ткани и прочего в идустриальную эпоху, но с точки зрения фабрикантов, а не железнодорожных магнатов. Обе парти прошли по совершенно неверным правилам, поэтому жду третьей. Игра короче Брасса, а потому и лучше, что бы не говорили снобы, готовые просиживать по 4+ часа за евро без кубиков и солдатиков.



Chinatown — ещё один представитель редкого вида "экономическая игра на переговоры". Взята идея от Acquire, выкинута вся устаревшая механика и заменена чем-то более приемлемым. Но поглощение и рост компаний остался. В китайском квартальчике разрастаются рестораны, магазины и предприятия, игроки владеют некоторыми и участвуют в капиталистической дейтельности по продаже/покупке пакетов акций этих предприятий. 



Legacy — о ней выше. Думаю, что если бы приобрёл в своё время, и она бы пошла в семье, поставил бы выше оценку.

Kemet — один из последних, но не последний. Опять же, описал выше. Очень хорошая игра, но после стольки партий мне нужен доп.

Мачи Коро — строим город из карт. На сей раз не пытаемся создать какой-то паттерн, как это в 95% игр на города, просто выкладываем карты. Механика хода примитивна до безобразия — здания имеют значение на кубике, при котором он срабатывают. Как в Колонизаторах, ага. Есть здания, срабатывающие в ваш ход, есть в чужой, есть атакующие. Здания покупаются на общем рынке как в Доминионе, или на потоке как в Ascension. Игра кажется немного не доработанной: база довольно простая, вложенный доп "порт" хорош (без Аэропорта), но все комбы там двухшаговые и понятные. С отдельным допом Шарп пока не играл, но приобрёл. Механика выкладки 10 типов карт показалась более интересной, чем полный сетап всех карт.



Ну, и наконец, худшие игры. Моя любимая рубрика. Вообще, в последнее время я издали чую треш, и не сажусь просто в него играть, поэтому так мало стало критических обзоров. Так что в этот раз худшие — очень неожиданные игры. От всех, кроме Голливуда, ждал многого.

5 Bora Bora, Study of Emerald, Lost Legends

Об игре, которую я стал называть Boring-Boring был написан полноценный отзыв, можете ознакомиться здесь. Внезапно неприятно удивила самая важная новинка от Мартина Уолласа 2014-го года по Лавкрафту. Study of Emerald, Этюд в изумрудных тонах (отсылающий названием к первой книге про Шерлока Холмса) похож на странный Ужас Аркхама со скрытыми ролями. Скрытность тут не так сильно роляет, сколько сильная зависимость от командных действий и кубика. Я бы попробовал ещё, но пока возможности не представилось, посему гори в аду (то бишь в топе пяти худших игр). 


Lost Legends — это карточный драфт от Майка Элиота, создателя механики дайсбилдинга и первого клона Доминиона — игры Громов и Камень. К сожалению, игра сломана в базовой версии, хотя очень хорошо задумана, оформлена и легко играется. Идёт три раунда, каждый из которых разделён на две фазы — драфт оружия и плюшек; а затем, собственно бои с монстряками. Проблема в том, что если в первом раунде игрока завалят (а это может случайно случится даже не с новичком), то догнать невозможно, его будут убивать во всех последующих. Плюс неравноценность игровых сторон, т.к. основная роляющая характеристика — жизни — слишком большая у одного героя и маленькая (2-3) у остальных. На BGG пишут о тех же проблемах.



4 Aeroplanes, Hollywood, Monolith

Аэропланы тоже игра Уолласа, вот такой уж он автор. Либо оригинальный не сухой хит, либо полный треш. Аэропланы — вторая игра в трилогии (последнюю часть — корабли — мы увидим в 2015-м году) про средства передвижения. И если Автомобиль стал эталоном экономического симулятора, то Аэропланы — примером как халтурное исполнение может испортить хороший коммерческий потенциал. Игра переполнена бросками кубиков, это чистый дайфест, но только бросаем мы не в сражениях, а за возможность переместиться из клетки в клетку. Неудача — самолёт сгоре, аэродром взорвался, пилот умер и т.п. Представьте, что в Монополии вы бросаете не только кубик для передвижения, но и монетку после оплаты за предприятие. Решка — предприятие изымается в фонд государства, а деньги не возвращаются. 



Голливуд — изделие местного игропрома. Честно скажу, в 2014 году наши просто молодцы. Очень много интересных проектов, большинство из которых страдают известной болезнью — отсутствием девелопмента в игре. Кто такой Дейл Ю? Это кроме того что популярный настольный блоггер и эксперт (http://opinionatedgamers.com/) также и депелопер Доминиона. Именно благодаря ему игра так чарует и обладает огромнейшей реиграбельностью. Девелопер, это такой мегатестер, который может вмешиваться в баланс, править стоимость карт, цифры и прочее. Так вот, у Голливуда с этим всё в порядке. Игра работает. Но она скучная, примитивная и плоская. 



Монолит — мой последний распоследний blind-buy. Всё, баста. Игра в меру оригинальна, но плохо оформлена, сера, убога и скучна. Что может быть хуже скучной игры? Только некрасивая скучная игра. Вы с ней вряд ли когда-нибудь столкнётесь, просто имейте в вижу. 

3 Coup

Совсем не ожидал. Сыграл несколько раз с разными компаниями, чтобы удостовериться — глаза меня не обманывают. Это действительно так: игра не работает. Она примитивна до одури, но ни разу не элегантна, в отличие от Love Letter. Ну как чистая Мафия, только с масками. Что маски меняют, которые по 140 рублей штука? Ничего. А тут картинки добавили.



2 Urban Sprawl

А вот эту вещь я хотел бы отпинать по полной. Но в рамках отчёта уже не буду, нет места. Коробка выглядит очень внушительно: варгеймовый издатель GMT, всё строго и сурово; автор тот же, что и у достаточно комплексной игры Dominant Species. Внутри суровое поле, суровые карточки с текстом, выглядит всё ну очень солидно. На деле же это в подмётки не годится даже не к ночи помянутой Монополии. Убираем из Монополии движение по кругу, оставляем карточки "Извещение" и "Сюрприз", а затем возводим их выход в основную механику. Бац — и игрок теряет треть очков. Бац — и получите кучу свободных мест под постройку. Бабац — какая-то фишка "мэр" переходит из рук в труки и "капает" игроку почти половину (не шутка) очков просто за наличие каждый ход без возможности на это повлиять. Ну а на поле нас ждёт старый добрый Эласунд (былая такая локализация от автора Колонизаторов). Позаимствованная ложка хороших механик, испоганенная бочкой рэндома.



1 Blackbeard

Как бы я не хотел удивить, но лавры худшей игры 2014-го года достаётся печальному творению Ричарда Берга. Игра как бы про пиратов, и даже не особо варгейм, но она до того смешно поломана, что обильное хомрульство её не спасёт. Подробнее можете почитать в этом обширном обзоре. А пока спасибо за внимание.




 
ZoRDoK
Видимо, запамятовал
20 апреля 2015 06:34
crow
Слава, где же в Study in Emerald ты нашел кубик?
18 марта 2015 00:21
anonymous
ZoRDoK написал:
King of Siam делал еврогеймерский автор, она очень хороша на первые несколько раз, но она решаемая начиная с 5-7 действий до конца, и получается, что в определённый момент кто-то просчитывает все действия свои и соперника лучше, чем другой (а действия детерменированы) до конца игры. После этого для меня игра закончилась.


спорить не буду. но скажу, что на личном опыте мы выяснили, что игровой процесс концетрируется у нас где-то за 2-4 провинции до конца (обыно за 2-3) и вот тогда все отыгрывают все свои карты (это обычно по 6-7 карт игрока). пришли к этому экспериментальным способом
22 февраля 2015 15:42
ZoRDoK
King of Siam делал еврогеймерский автор, она очень хороша на первые несколько раз, но она решаемая начиная с 5-7 действий до конца, и получается, что в определённый момент кто-то просчитывает все действия свои и соперника лучше, чем другой (а действия детерменированы) до конца игры. После этого для меня игра закончилась.
15 февраля 2015 11:53
Евгений
у меня есть игра тоже группы людей (Histogame) что и Мария: King of Siam. она тоже безумна интересна. интуитивно чувствую, что эти люди очень уважают Бридж (карточная игры).
03 февраля 2015 11:50
anonymous
ZoRDoK написал:
Star Realms после 9-й партии выдохлась. Больше не достаём. На 3+ не работает по любым вариантам, для 2-их равных соперников победа определяется удачей.

после н партий начинаешь понимать, что часто в игре практически нет решений. в начале вытащил 5 карт, отыграл урон, купил, что было на рынке по доступной наличке. Потом, когда денег вроде больше - все равно берешь себе в расу чаще всего, ну и стараешься сначала валить базы противника, если есть выбор.
02 февраля 2015 20:09
ZoRDoK
Star Realms после 9-й партии выдохлась. Больше не достаём. На 3+ не работает по любым вариантам, для 2-их равных соперников победа определяется удачей.
31 января 2015 07:52
ZoRDoK
Про Борга упустил, спасибо. Тут как Бабель и Бебель в известной поговорке. =)
31 января 2015 07:50
Ksedih
Terra Mystica. Во! Хоть Слава заценил её на двоих. Отлично играется, как и с любым другим количеством участников.

Star Realms. "Да, правила поведения в ней раскусываются на вторую партию, и дальше уже кому повезло на карты".
Очередное разочарование. =( Но я всё ещё надеюсь, что когда попробую, оно окажется лучше ожиданий.

Twilight Imperium. "Я определённо жду 4-ю часть"
Все ждут =)
"расы тут круче и интересней"
Сижу, пишу отчёт и точно такая же мысль посетила в ндцатый раз. Это ка ксравнивать расы в TI и в Terra Mystica.
26 января 2015 20:32
MoriQuessir
Спасибо за впечатления! Age of Industry с кучей географических карт, на мой взгляд, выигрывает у Brass "hands down".

Насколько я помню, Aeroplanes была третьей в транспортной трилогии (Steam, Automobile), а корабли расширяют трилогию до квадрологии. А еще Ричард Борг (автор Wyatt Earp и мемуарщины) и Ричард Берг (автор Черной Бороды и игр серии Great Battles of History) - разные люди :)
26 января 2015 14:00
Vladimirs
Отличный отчёт, и работодатель тоже :Р
26 января 2015 13:34
RAVE
Да, я сноб и готов тратить на игры кучу времени, а потому с удовольствием играю в Нации, Сумерки империи и остальной долгий хардкор)
И да, Брасс лучше ЭоИ.
26 января 2015 07:41