ZoRDoK
23.12.2012

Тайна третьей планеты

kosmonauts космонавты mesaboardgames правильные игры
«Космонавты» — это практически настольное изложение серии книг про Алису Селезнёву от Кира Булычева, многим известное больше по замечательному космическому мультфильму «Тайна третьей планеты». По ощущениям, атмосфере и деятельности игроков — мы попадаем во вселенную старого доброго (ключевое слово) космоса советской научной фантастики, с его Стругацкими, Ефремовым и, конечно, Киром Булычевым, светлая память этим замечательным писателям. 

Полёты по солнечной системе, гонка на космических кораблях — в антураже учебного полёта, когда фоном подразумевается освоение ближайшего космоса человеком. Никаких взрывов, убийств и даже случайных вылетов за пределы системы: услужливый спасательный челнок вернёт такого авантюриста на последнюю посещённую планету. 

В общем, антураж тут самый вкусный, не зря на коробке крупно стоит СССР. Давайте посмотрим, что там внутри.

Компоненты

Игра выпущена на западе целиком, и местная локализация, как я понимаю, это всего-лишь купленное у оригинального производителя право напечатать в той же типографии несколько тысяч коробок с русскими надписями и правилами на родном языке. То есть, внутри всё очень и очень, без привычных ляпов отечественного игропрома. Всё вплоть до мелочей — на заднике поля, например, не написано стопицот раз "Mesa Mesa Mesa" как сами знаете у кого, а нарисована на чёрном фоне ракета, точнее её чертёж и и общий прототип рабочих систем. Очень люблю такие мелочи!

Коробка крупная, под "колонизаторы", яркое поле, деревянные диски с наклейками, еврокубики, карты хорошего качества. Карты не «лён», единственное замечание. Ещё в оригинале не хватает ширм, об этом писали во всех обзорах, и я тоже замечу — последний раз мы играли с вручную сделанными ширмами, и они нам пригодились не только в первый ход. 

Правила

Правил есть два варианта. «Простые», за авторством Надежды Пенкрат, и «продвинутые», от Юры Ямщикова. Я играл все три раза в продвинутые, причём последний раз мы играли с Надеждой (да, вот такие есть прелести у обозревателей — можно сыграть с разработчиками) и всё равно в них. Продвинутые правила ничем не сложнее простых, просто в них чуть строже всё, больше возможностей, и больше взаимодействия. То есть не совсем такой ванильный космос, а больше как у Стругацких — есть место для человеческой подлости. Но нет для ракет, об этой шутке вокруг игры позже.

Итак, поле состоит из гексов, центрически расходящихся от Солнца. По своим кругам-орбитам бродят каждый ход планеты, и из космоса залетает комета Галлея. Всё это можно воспринимать как подвижные платформы или «лифты». Каждый ход игроки могут доложить на персональное поле корабля 3 топливных кубика по направлению его последующего полёта. Например, если положить 2 на север и 1 на северо-восток, то кораблик пролетит 2 клетки наверх и 1 клетку на гекс слева-сверху.

Суть в том, что кубики эти убрать так просто нельзя — стоит задать кораблю ускорение, и он уже движется постоянно 2 клетки наверх и одну по-диагонали. Чтобы повернуть его или даже затормозить, нужно сыграть кубики в противоположные отсеки. Чтобы было понятно, больше всего оно похоже на различные игры с гравитацией, например на вот это:
Только без ракет и выстрелов. 

Если кораблик достигает планеты или кометы (или она достигает кораблик), он может приземлиться, сбросить всё «инерционное» топливо, получить победные очки или выполнить квесты. После того, как кто-нибудь посетил 4 разные планеты и вернулся на Землю, игра заканчивается, подсчитываются победные очки. 

Ещё одна новинка в игровой механике (кроме инерционного перемещения) — это розыгрыш событий. Игрок выбирает одно из открытых событий (в обязательном порядке) каждый раунд, и играет его свойство на всех, включая себя.

Впечатления

Это очень лёгкая семейная игра с простыми правилами и приятным игровым процессом. Места для азарта тут довольно много, увлечённость пропорционально зависит от числа играющих. Дело в том, что на каждой планете есть всего 2 жетона победных очков, которые даются первому и второму приземлившемуся. А с учётом того, что выбор направления полёта делается одновременно, тут очень важно, кто куда прилетел раньше, и в каком направлении планирует двигаться дальше.

Возникают постоянные соревнования вокруг дальних планет, которые приносят больше всего очков. Но кто-то может быстро облететь центр и закончить игру, когда другие не успеют долететь и до третьей своей цели. Планирование у игры в целом не сложное, и скорее тактическое. Стратегически здесь нужно уметь лишь просчитать свою траекторию и траекторию планеты-цели на ближайшие 3-4 раунда, т.к. каждый ход в игре движутся все объекты. 

Для семьи с детьми игра будет очень хороша, это точно. А вот для гиков я бы её не рекомендовал, и вот почему. 

Ракеты. В ней нет ракет. Так написал человек, который поставил на БГГ самую низкую оценку игре — 5.5 баллов. И он прав, чёрт возьми, тут не помешали бы ракеты, лазеры, взрывы (мы знаем, что их не бывает в вакууме, но к чёрту реальность), торговля рабами, веществами и марсианским песком. Эй, Elite, где же твой настольный вариант, Космические Рейнджеры, ау! Как любят писать на Лурке — «в эту игру надо добавить больше жестокости». 

Если помечтать, я бы хотел видеть в игре какие-то незамысловатые виды оружия, т.к. в игре есть щиты (защита есть, а оружия нет — не порядок). Например лазер, который стреляет по прямой, чуть подальше, и причиняет малый ущерб; и ракеты, которые летят не далеко, но могут менять траекторию, и причиняют значительный ущерб. 

Хотелось бы видеть какие-то другие квесты, кроме "прилети первым" и "прилети вторым",— например, «доставь живой груз для Джаббы Хатта с Марса на Меркурий» или «сбей два корабля». 

Игра работает, механика отлично вылизана, а процесс захватывает и без всего этого пих-пах. Но так хочется. Про дополнения от издателя, я думаю, можно забыть, т.к. Mesa никогда не отличалась грамотной политикой по пиару своих игрушек. Можно даже сказать, что Космонавты на данный момент самый удачный их проект. 

Итог

Космонавты — отличная семейная игра про космос, которая развивает (о да, она развивает, без шуток) пространственное мышление и чувство траектории. Это чувство я только что придумал, но уверяю вас, если гипотетическая молодая девушка говорит в первый ход игры: «я ничего не понимаю», — то уже со второго у неё случается инсайд, и она теперь… имеет чувство траектории. 

Также она получилась вполне играбельной, хоть и стоит немного сурово после прохождения нашей таможни.

Кстати, игру купили такие известные авторы как Мак Гердтс (Империал, Антик, Навегадор) и Фридман Фриз (Энергосеть, Фанни Френдз, Copycat). Кто ещё из наших разработчиков может похвастаться такими поклонниками?


 
ZoRDoK
Верно.
20 января 2013 22:11
diso
"...у неё случается инсайд..."
:) инсайд - это секретные сведения от первоисточника.
у девушки, наверное, все-таки инсайт случается
18 января 2013 23:45
Tanion
@cheshire_cat - в том и дело, что игроков которым нужен убер-хардкор мало, соответсвенно большинство издателей таких игр бояться.
23 декабря 2012 23:20
Tanion
@solovlad все различие только в обратной стороне коробки (она на русском и со значком правильных игр) и языке правил, вложенных в коробку. Все остальное полностью идентично и изготовлялось на том же Людофакте (LUDO FACT GmbH) в Германии.
23 декабря 2012 23:16
cheshire_cat
@Tanion, проблема с хардкорной игрой заключается еще и в том, что в нее надо умудриться собрать людей поиграть =/. В тот же High Frontier, темой которого является ракетостроение и исследование ближнего космоса (не про расчёт траектории в условиях инерционного движения и гравитации), я сумел собрать людей на пол-партии =) Хотя и эти пол-партии состоялись потому, что половине игроков игра, таки, пришлась по душе.
23 декабря 2012 20:38
solovlad
Можно рассказать более подробно в чём разница между изданием правильных игр и зарубежным изданием?
23 декабря 2012 15:27
Emas
"Чувство траектории" можно еще назвать "пространственная геометрия".
23 декабря 2012 15:23
Tanion
@cheshire_cat - прекрасно вас понимаю, самому хочется мозголомства с гравитацей и уменьшением массы корабля при расходовании топлива. Но реалии таковы, что издать хардкорную игру на порядок сложнее семейной.
При этом мы все же постарались сделать так, что и опытным игрокам было бы интересно играть, разработав специально для них несколько более напряженные "продвинутые" правила.
23 декабря 2012 14:16
Tanion
Слава, спасибо за интересный обзор! Одно маленькое замечание - оба варианта правил разрабатывались совместно с Надей.

PS Уже думаем над небольшим допом с более сложными миссиями (скорее всего будет PnP - на издателя действительно рассчитывать не приходиться). Есть идеи по поводу оружия, надеюсь удастся их реализовать.
23 декабря 2012 14:11
cheshire_cat
А нет, трактовкой топлива это не решается - из-за наличия гипертоплива не получается сделать простое и изящное объяснение почему всегда одинаково скорость меняется от траты куба топлива.
23 декабря 2012 04:39
cheshire_cat
Гравитация на корабли не действует =/
Да и инерционной массы у корабля нет, хотя это впрочем решается трактовкой единиц топлива.
Эх, в High Frontier бы с кем сыграть.
23 декабря 2012 04:32