ZoRDoK
17.12.2012

Сезон французской эзотерики

seasons libellud asmodee

Французы раньше были известны только Файдутти, да темой для Каркассона. Всё остальное куклилось внутри страны для внутреннего потребления, и в хиты особенно не прорывалось. Немецкая школа, америтреш, авторы из италии, чехи, поляки - всё, да не Франция. Потом издательство Asmodee накачало в маховики обороты и бросилось завоёвывать мир, включая американский, канадский и даже по последним слухам китайский рынки. За Асмодеем потянулись и более мелкие игроки, которых на мировой арене продвигает этот большой папка. 



Сегодня речь пойдёт об игре издательства Libellud, которое расположилось в городе Пуатье на западе Франции. Название города прекрасно известно варгеймерам по битве при Пуатье, где погиб в столетней войне весь цвет Франции, что породило, в свою очередь, такой термин как "жакерия", восстание крестьянского сословия против дворян. Но вернёмся в наши дни. 

Всему прогрессивному человечеству издательство известно одной игрой, но какой - Dixit. Про Диксит слышали все. Эта игра заставила обратить внимание на патигеймы даже матёрых гемейров, и на время оттёрла с патигеймов клеймо "игр для дураков". Впрочем, не надолго. 



После небольшой неудачи, а именно игры Fabula, где создатели захотели совместить прелесть французской графики и сторителлинг (но не вышло), они предприняли успешную попытку выйти на рынок серьёзных игр и выпустили в 2012 году игру Seasons. Об этой игре и пойдёт речь.  Не смотря на то, что автором выступил Régis Bonnessée, директор издательства, который запомнился провалом Fabula, игра удалась. Возможно, это многолетняя разработка, т.к. в 2002 он выпустил неплохую по рейтингу игру Himalaya, на которую часто ссылались в обзорах еврогеймов маститые знатоки. 

Компоненты

О том, что всё качественное, говорить уже не приходится — да, это так. Констатация факта, что если в отечественных играх этот пункт в обзорах стоит смотреть самым первым, о западных ничего другого и не скажешь. Но кроме качества игре есть ещё чем похвастаться.



Во-первых, удобный органайзер, из которого ничего не вываливается. Во-вторых. огромные кастомные кубики, они действительно большие - что по фоткам не видно. Конечно, отличные карты - основной компонент игры. Кстати, кубики все разные, даже если они одного цвета. Это круто. У нас бы побоялись издавать игру, в которой какой-то компонент не просто кастомный, так ещё и не тиражируемый.

Правила

Правила в целом не сложные. В это воскресенье я их умудрился рассказать 3 раза подряд, по мере подтягивания народа к игре, так что уже съел на этом собаку (Павлова или Гришковца).



Игра идёт 3 года, каждый из которых делится на 12 месяцев, которые, в свою очередь, делятся на 4 сезона: зима, весна, лето и осень. Каждому сезону соответствует свой набор кубиков с картинками. Первый игрок бросает кубики, затем все выбирают себе по одному кубику. А затем каждый игрок получает выпавший бонус на кубике и играет с руки в дислпей или активирует из дисплея любое количество карт. И так по кругу. 

Кубики дают ресурсы: это 4 алхимических элемента, увеличение числа карт в дисплее (начинаем с нуля), новые карты на руку или кристаллы (победные очки).



Карты бывают 2 цветов — магические предметы и фамильяры. Фамильяры — карты атаки. Чтобы сыграть карту с руки нужно сбросить какие-то алхимические элементы или кристаллы. Карты бывают трёх типов действия — моментальное, длительное или действие при активации.

В начале игры раздаётся по 9 карт участникам, затем они их разбивают на 3 кучки по годам, поднимая их в начале соответствующего года. В профессиональных правилах карты драфтятся, а также в игре участвуют 60 карт из дополнения. Но я вас уверяю, что даже на первые десять партий хватит базовой колоды.

Очки в конце игры, это набранные кристаллы, очки на выложенных картах. Штрафные очки — оставшиеся карты в руке и использованные персональные бонусы.

Впечатления

А играется это всё как Race fot the Galaxy, помноженный на Доминион и смоченный в соусе из Roll Through the Ages. и всё это в фентезиной обёртке с французским уклоном. Хотя, вообще-то, уклон эзотерический, т.к. мифология тут — египетская, скандинавская, германская и т.п., но рисовка на картах в духе французских мультфильмов и эльфийских персонажей WoW.  



Игра начинается довольно просто — выбираешь кубик, играешь какую-то карту (или не играешь), получаешь бонус, передаёшь ход. Но к середине игры матёрые игроки уже играют комбами, выкладывая несколько карт, активируя свои карты на действия соперников и проматывая общую колоду не по одному разу. И даже сдвигая время вспять. А новички могут сидеть с полной рукой и печально переспрашивать, сколько штрафных карт даётся в конце игры за не сыгранные карты.

Игра жестока, мозгодробительна и неумолима. Не читайте, что там пишут на БГГ люди, которые "постояли и посмотрели". Выглядит это всё как семейное развлечение в духе Повелителя Токио, но не тут-то было. Огромные возможности в игре дают именно карты из допов, и механика драфта на старте.



Без драфта игра будет напоминать соревнование в духе - кому что досталось. В игре есть огромное число комб, которые не заданы самой механикой. То есть, такого, что победа идёт вот по поросятам, а тут по электростанциям, как во многих евро — нет.  Например, начать можно с эликсира жизни, который придётся отправить в сброс после активации, зато он даст 5 любых видов энергии. А уже их можно потратить на что-то мощное и дорогое, например на амулет, который даёт вам один элемент при смене сезонов. Или на фамильяра, который атакует всех игроков на 4 очка за плату. 

Фактически, со второй половины игры начинаются войны движками, которые построили перед собой игроки — и не соревнования в духе евро, а вполне натуральные нападения и отъём ресурсов, карт и добытой энергии. Некоторые карты дают определённые квесты игрокам, например элементаль огня (точно не помню как называется карта) позволяет получить много очков в конце игры, если вы лидируете по числу выложенных карт. И так далее.



В допе есть возможности копить ресурсы, а потом сбрасывать их ради какой-нибудь суперской атаки, или оплачивать карту разными сочетаниями ресурсов, получая разные плюшки (совсем как в поздних допах Доминиона).

Собственно, игра явно тяготеет к расширению, и я просто уверен, что к ней выпустят новые наборы карт. Она получилась. Из минусов, т.е. почему она до сих пор не в топе, можно отметить долгие партии. Я бы сказал, что это по 40 минут на человека-новичка и по 25-30 на  уже игравшего. Кстати, обучиться игре не трудно, в последней партии выиграл человек, который вообще почти не играл в настолки до этого (как он сказал: "я думал, мотыга, это сложно, а тут..."). В партиях профессионалов многое решает стартовый драфт.

Также иногда хочется больше атакющих карт. Но даже без всего этого игра потрясает своей глубиной. Она лежит на уровне Доминиона с допами и без базы, RftG с допом и спокойно переплёвывает 7 Чудес.

Итог

Это шикарная карточная игра. Она понравится всем любителям сложных карточных игр и всем любителям гибридных игр вообще, которые не особо терпят евро, но и pure америтреш не жалуют. Она не понравится девочкам-припевочкам (моей жене, например, не по душе), любителям коротких игр и филлеров, а также тем, кто ждал от Libellud продолжения банкета в виде клонов Диксита. 



+++
Глубокая карточная игра
Множество стратегий
Высокая реиграбельность
Нет явно "зашитых" стратегий
Простые правила
3 уровня сложности игры: а) без драфта и допа, б) без допа, в) со всем перечисленным
Красивые картинки и классные компоненты
Не дорогая ($32)
Вдвоём играбельна


- - -
Долгая (1,5 — 2,5 часа для 4-х)


 
Van Damm
Maxim написал:
Насколько велико взаимодействие между игроками при игре вдвоём? Например, Кингсбург с допом или Доминион (правда, только в базу играли) хороши, но не хватает взаимодействия. Ты, скорее, играешь против игры, а соперник воспринимается как небольшая помеха.

Даже при играх вдвоем взаимодействие на хорошем уровне. Всегда можно сделать алохо сопернику, чего стоит ждать и от него. Очень рекомендую попробовать сыграть на boardgamearena.com если есть сомнения в целесообразности покупки.
11 февраля 2013 13:51
Maxim
Спасибо за обзор. Насколько велико взаимодействие между игроками при игре вдвоём? Например, Кингсбург с допом или Доминион (правда, только в базу играли) хороши, но не хватает взаимодействия. Ты, скорее, играешь против игры, а соперник воспринимается как небольшая помеха.
11 февраля 2013 10:47
Baramon
Спасибо за обзор т.к когда увидели сразу был отторжение не любители мы с женой кубиков, но ваш обзор заинтриговал т.к любим доминион. Сыграл пока сам на БГА и понял что это просто бомба ничего похожего пока не видел, в игре реально выиграть в финале даже всю партию сливая это круто, пока это было только в Инновации где мега догма могла просто обломать победу сопернику, и как раз сейчас посылка из штатов собирается добавили. СПАСИБО ВАМ ГРОМАДНОЕ!!!!!
21 января 2013 13:41
Cryoclasm
Могу только дополнить, что в нее можно поиграть онлайн на BGA:

http://boardgamearena.com
25 декабря 2012 15:53
ZoRDoK
Мне сделали предложение, от которого я не мог отказаться =) поэтому выменял ED
20 декабря 2012 21:35
qivi
Нужно подождать пару недель. А то будет как с Eminent Domain - Зордок повосхищался, а потом тихо сплавил ее >:S
20 декабря 2012 21:01
ZoRDoK
Как раз туда и планирую в это вск =) И Сезоны там будут
20 декабря 2012 18:02
Tanion
ZoRDoK написал: Край Света закрылся до НГ для настолок, а возможно и после НГ.
:(
С другой стороны есть СПб, рядом с ГаГой - ты туда выбираться не планируешь в ближайшее время?
20 декабря 2012 11:50
Алексей
Спасибо за обзор,

Заказал ее как балласт в посылку, а после прочтения отзыва решил оставить ее себе =D
19 декабря 2012 21:48
ZoRDoK
Да, я думаю, что MTG является хорошим стартом для игр в целом, т.к. идеи там светлые, но сгубленные любителями больших денег.
19 декабря 2012 21:07
ZoRDoK
Отвечаю на вопрос от Юры, который остался на предыдущей базе - принесу, но Край Света закрылся до НГ для настолок, а возможно и после НГ.
19 декабря 2012 21:06
Toolmano
Мне почему-то эта игра больше напоминает какой нибудь MTG, из-за сильного взаимодействия карт, очень интересных комб, и почти что маны разных цветов.
Играли пока что только вдвоем, драфтим с первой игры. Я от игры в восторге, моей девушке не очень. Из 4х сыгранных нами игр она победила лишь в одной, хотя чаще всего у нас проигрываю я.
19 декабря 2012 08:07
scafandr
Уже готовится дополнение в 2013 году, Ждем-с
18 декабря 2012 23:03
deezynah
Очень увлекательная игра. Жена в восторге!
18 декабря 2012 17:26
ZoRDoK
Да, у новичков проблем не было с правилами — в основном больше с тактикой в первые ходы игры (когда важны «звёздочки»).
18 декабря 2012 17:05
Njuse4ka
Меня тоже удивляли отзывы про рандом. Очень глубокая штука, которую хочется изучать и изучать, пробовать и пробовать. Про время партии очень согласна. Мы в первый раз из-за незнания языка у некоторых (хотя распечатки были) играли часа 4 наверно. Драфт обязателен, иначе весь интерес пропадает. Языкозависимость высокая, но есть в сети есть перевод всех карт, от Игроведа в том числе, так что это не проблема. Правила написаны хорошо и они достаточно просты.
18 декабря 2012 16:26
Toolmano
Как и вы, наплевав на отзывы взял эту игру и не пожалел ни разу. Вообще отличная. Отзывы нагло врут, никакого рандома, только просчет.
18 декабря 2012 15:42
ZoRDoK
И по рендому, кубики очень хорошо устроены. Например, у нас зима - из 4-х элементов на кубиках часто выпадают воздух и вода, редко огонь, и совсем нет земли. Эта зависимость указана на центральном треке.
18 декабря 2012 13:32
ZoRDoK
Макс, языкозависимость средняя, т.е. текст есть, и местами он не тривиален - примерно как если играть в нелокализованную Доминион-Интригу. Но! Есть перевод всех карт на русский, кажется, от Pard'а.
18 декабря 2012 13:23
ZoRDoK
Я тоже начитался обзоров и не только в рунете, как её только не называли. Во-первых, к середине игры кубик уже ничего не решает, во-вторых, из кубиков можно выбирать (даже последний игрок выбирает из двух), в-третьих есть карты, которые позволяют кубик перебросить и за это действие (внимание) дают победные очки - вознаграждая тем самым согласие на рэндом.

По взятию карт - большинство опций сводится к "возьмите 4 карты, выберите себе одну". В начале игры по полным правилам все карты драфтятся. О рандоме говорят те, кто "постоял и посмотрел", или перепевает чужие обзоры, не играв толком (не будем указывать пальцем).
18 декабря 2012 13:22