ZoRDoK
30.10.2012

Система оценок на BGG

boardgamegeek

Все опасности условно можно поделить на следующие группы, которые не совпадают с группами БГГ, но имеют вполне адекватные рамки. Понимание этих групп приходит к каждому настольщику на шишках неудачных партий или покупок. Итак, группы опасностей и их оценки на БГГ.

1. Детские - это в которые могут играть только дети, взрослым или детям с 10-12 лет они не интересны. Это не наш вариант, тем более на БГГ даже лучшая детская игра не дотягивает до 4-й или 5-й сотни. Я с ребёнком играю в кубики и погремушки. В возрасте постарше пойдут в ход машинки, пульты с кнопками, детские центры, активные развлечения вроде мяча. А потом и до настолок 8+ дорастёт. 



2. Классические варгеймы - это варгеймы с картонными значками, гексагональным полем или полем из кружочков и линий. Они могут эмулировать какой-либо конфликт, быть супердлинными или неожиданно короткими. Иметь красочную коробку, но чаще - что-то довольно унылое, какой-либо военный плакат, рисунок бронетехники. Хотя в визуальном плане в последние годы есть отличные подвижки. В них могут быть деревянные блоки, или карточный движок.



В общем, про варгеймы нужно знать несколько вещей. если вы их любите, то можете пропустить этот пункт. Если вы предпочитаете другие игры, или военные, но с солдатиками (как в Мемуарах), или с миньками и балансом (Нексус) - то будьте осторожны:

  • Средняя оценка варгеймам ставится обычно куда выше, чем другим играм. Варгеймеры любят своё хобби. 
  • Многие военные игры добираются до 200 или даже входят в первую сотню. Список лучших игр возглавляет варгейм.
Большое место варгейму не говорит ни о чём. Если вы не любите классические варгеймы, то не покупайте их, даже если они супер-супер. Некоторые абстрактные игры или евро с мощной военной темой мимикрируют под варгеймы, но о них ниже.

3. Игры компании FFG

Это отдельная тема. Во-первых, у этой компании множество фанатов. Во-вторых, они делают действительно по всем параметрам качественные игры. Их можно купить везде, почти как Монополию. Тут ситуация немного схожа с ситуацией во втором пункте - толпы фанатов компании ставят 8-10 любой тематической продукции. Особенно хорошо это проявляется на вторых или третьих редакциях, которые выносятся в собственные элементы. Они могут набрать 1000+ голосов фанатов, которые даже в глаза не видели новую редакцию, но по старой памяти...



  • Большой рейтинг игры от FFG не говрит ни о чём
  • Проще сравнивать их игры между собой, чтобы понять - лучше она объектвно или хуже. 

4. CCG, TCG, LCG

Коллекционные игры. Умирающий жанр, который не спасёт заигрывание с былыми поклонниками в виде "живых карточных игр", что суть то же самое, только менее накладно по деньгам. Не ведитесь и не покупайте "поиграть с друзьями-женой", это исключительно для гиков, коих в наших пенатах почти нет. Разве что можно отыскать изредка поклонников локализованной Карточной Игры Престолов. Ну, и разумеется, МТГ, Берсерк - в это играют. Отдельный игровой мир, слабо пересекающийся (территориально в магазинах, которых всё меньше) с миром настолок.



По оценкам коллекционки где-то в хвосте, их не особо жалуют. Они стабильно выходят каждый год. Но стоит предупредить - внимательно смотрите список механик понравившейся карточной игры, в которой внезапно много картинок с монстрами, текста и циферок. Перед вами вполне может быть не очередной клон Громокамня (нормальной настолки с дополнениями), а коллекционка, в которую будет не с кем играть. В списке механик будет Collectible Game или что-то в этом роде.

5. Миниатюрки

Куда более коварны. Это такой же "свой" мир, как и коллекционки, только хуже с точки зрения психического здоровья участников. Если в фотках игры всё пестрит покрашенными миниатюрами, красочными живыми территориями с холмами, хижинами, заборами и прочим - это 99% не настольная игра, а набор миниатюр. Разобранных на детальки вплоть до ушей и носом. Монотонных и не покрашенных. В комплекте Может не быть правил, или они будут сводиться к каким-то манипуляциям с линейкой и кубиками. Естественно - никаких деревьев, хижин и окопов - всё это надо делать самому или докупать за куда большие деньги, чем бустеры коллекционок.



  • Бойтесь данайцев, красочные миньки приносящих
  • Действительно настольных игр с миниатюрами можно по пальцам одной руки пересчитать, именно поэтому так популярны Мемуары и даже Риск.  
Игры с миньками имеют высокие средние рейтинги, но мало голосов, и могут завлечь вас, если вы следите за топом картинок на БГГ. Помните правило - красивые миньки, сплошь миньки, леса/горы/реки/хижины - значит это не игра! Миньки покупаются, чтобы тратить недели на покраску, грунтовку, склейку и любование плодами своего труда. Не для игр.

6. Хардкорные евро 

Эту категорию очень любят на БГГ. Пожалуй, это самая главная опасность для игрока. Как и любое другое развлечение, игра вам может понравиться. Особенно если вы тяготеете к мозголомству, длительным партиям со множеством математических (а не стратегических) рассчётов, которые делаются исходя не из интуиции и понимания ситуации, а буквально просчёта этой ситуации, тщательного микроменеджмента и использования 2-3-х ходовых комбинаций по наращиванию своих ресурсов. 



Топ-10 забит такими играми. Самые простые из них, их даже можно условно отнести к обычным евро - это Энергосеть и Пуэрто Рико. Но Агрикола, Гавр и Брасс далеко не для всех. И то - эти игры всё-таки хиты.

Опасность таится, если вы решитесь сделат заплыв в дебри топ-1000. На пути вы встретите симпатичные евро с очень высокой средней оценкой, но почему-то не слишком высокой оценкой БГГ. Оценка БГГ зависит от средней и от числа проголосовавших - как раз с тем рассчётом, чтобы отсекать маргинальщину, которой и являются хардкорные еврогеймы. Но т.к. настолки любят больше всего в Германии, а именно там живёт Уве Розенберг и Штефан Фелд - основные производители еврохардкора - то увы, они часто попадаются на глаза обычным настольщикам.



Как определить? Смотрите на время партии - 2 часа и более, это верный знак. В такие игры часто просто не с кем играть, они вызывают фрустрацию, и в конечном итоге отвращение от евро в целом.

7. Псевдонастольные-РПГ 

Настольными РПГ считаются классические посиделки с мастером, листками бумаги, кубометанием и прокачкой своего персонажа вкупе с интересной историей, которую создают все игроки. Псевдонастольные РПГ - это всё то же самое, только в пределах одной игровой сессии, совсем без или с куцой историей, и ориентиром на механику боёв. То есть, попытка перенести на стол именно компьютерные рпгшки.



Основная проблема этих игр - ничего приличного пока не сделали или не придумали. Если игра короткая, то она обязательно вырожденная во что-то типа Мачкина, Cutthroat Caverns, Dungeon Raiders, Dungeoneer и иже с ними. Это как бы настолки с духом ролёвок, но без сути. Или просто с тематикой.

Если игра пытается эмулировать компьютер, то это неизбежно превращается либо в затянутый монотонный кач со сменой декораций (WoW), где игроки просто вынуждены заменять компьютер. Либо во что-то настолько тупое с 3-мя характеристиками, что это не доставляет никакого удовольствия.  



Первый тип игр обычно теряется где-то в 4-7-й сотне, на уровне 6-7 баллов. Второй тип активно штурмует 2-3-ю сотню, и тут очень трудно не пойти на соблазн. Просто купите себе 1-2 игры, продайте и переболейте.

8. Настольная цивилизация

Каждый год стабильно выходит 1-2 и иногда даже больше игр, претендующих на звание "той самой настольной цивилизации". Самое смешное, что "та самая" существует с 1980-го года, именно по ней делал Сид своё творение. Проблема "той самой" и таких игр в целом в том, что компьютер берёт на себя львиную долю подсчётов, из-за чего вы можете действительно развивать целую империю на уровне микро-маро-менеджмента, военном, политическом. А в последних реинкарнациях на пс - культурную и религиозную составляющие.



На столе это превращется либо в многочасовые партии ("та самая" и прочие варианты вплоть до середины 90-х), либо ограничивается какой-то маленькой эпохой, что, правда, не помогает. Либо, это самое частое, на свет рождается что-то по времени приемлемое, но в результате "уже не то", то есть не цивилизация. Абстрактная игра, плохая игра, хорошая игра - но это отвечает лишь формальным критериям. Инновация - хорошая игра, но стали бы вы говорить, что это "та самая настольная цивилизация"?



Всё то же самое относится и к Throgh the Ages, и к Civilization 2010, и к 4Х космосу, с Эклипсом и Сумерками. Что-то из перечисленного (а на самом деле все 4-е игры) - хорошие игры. Но поиски "той самой цивилизации" будут продолжаться бесконечно, как филосовского камня или святого грааля. Вот и этот год подарил нам Clash of Empires  с Archipelago - новыми претендентами на священный титул.

9. Карточные филлеры

До Доминиона почти все карточные игры были либо филлерами, либо ККИ. Почти все - я серьёзно. Если автор хотел выпустить карточную игру не филлер, он прикладывал к ней какой-то атавизм в виде поля, чтобы она считалась настольной. Вспомните Санкт-Петербург, Glory to Rome. Без этого атрибута хорошая карточная игра могла выйти лишь при одном условии - она была "карточной версией" какого-нибудь настольного хита. Именно так вышла Race for the Galaxy - это был карточный вариант Пуэрто Рико. Правда, отвергнутый издателем в пользу другой хорошей игры San Juan.



Но до сих пор в мире выходят филлеры. Опознать их очень просто - если на картах в игре есть цифра, цветовой фон и какая-нибудь замысловатая картинка - но и всё - то перед нами типичный филлер. А филлеры есть зло, они однообразны. Их легко можно отсортировать по рейтингу и купить только лучшие. Так что внимательно смотрите на фотографии, чтобы невзначай не купить филлер вместо нормальной игры.



Обычно они все скатываются ниже 7-и баллов и опасность представляют не большую.

10. Новинки Эссена

Как актуально, не правда ли? Запомните про Эссен две вещи - он проходит в Германии, и в Германии любят евро, а особенно хардкорные евро. Америтреш и всё прочее вменяемое выставляетс на выставке Gen Con, которая проходит (если не ошибаюсь) ближе к концу лета. Именно там появляются или анонсируются всяческие любопытные игры.



На Эссене тоже, но! Лидируют на Эссене обычно либо хардкорные евро, либо типичные евро. С редким исключением на 7 Чудес, Доминион и Эклипс. 1-2 игры обязательно докатятся до топ-20. Ещё 3-4 до топ-100. Ближе к концу весны подтянутся и остальные представители, когда их локализуют на английский и начнут продавать в штатах (а стало быть и по всему миру).  В общем, опасность тут как в хардкорных играх.

11. Новинки вообще.

Большинство новинок имеет тенденцию получать в среднем 8-9 баллов. Затем эти оценки падают. Если 10-ть человек оценили игру в среднем на 9+ баллов, она имеет небольшие шансы остаться с оценкой 7,95 в топ-100. 8+ - это скорее всего топ-200 или низы первой сотни. Поэтому про последний Эссен и говорят, что хитов не было.



Около 7 стартовая оценка - всё очень печально, игра скорее всего будет в лучшем случае балансировать у 6.8-7.1, но обычно скатится до 6.4-6.6.

Стартовая 6.5 или 5? Всё, шлак.

12. Патигеймы

Патигеймы активно не любят на БГГ. Активити, которое продано миллионным тиражом, имеет всего сотню оценок. То есть, судить о патигеймах по БГГ не стоит вообще. Диксит до получения немецкой премии вообще никому не был известен и плавал ниже плинтуса. А издан он был за два года до премии.



Ну и, подводя итоги, о том как воспринимать оценки в целом. Т.к. настольщики - народ вежливый, да и настолки любят, а также из-за нюансов системы подсчёта, - самый простой способ понять оценку игре, это отнять от 10-бальной оценки 4-ку. Получим школьную оценку. Грубо говоря 5 и ниже - это шлак. 6 - это 2 балла. 6.5 - 6.8 - это 3 с минусом. 7 - 7.20 это 3. 

Дальше получается по-другому. 7.5+ - это 4 балла, а оценки от 7.9 до 8.4 это твёрдое 5. Если хорошо профильтровать по вышеприведённым пунктам топ, можно получить вкусные игры.

То есть - расширенный поиск, минусуем механику "коллекционные игры", избавляясь таким образом от кки и минек. Минусуем раздел (не механику) "варгеймы" - убираем классические варгеймы. Ставим время партии до 90 минут - убираем хардкорное евро и всякий эссеновский обман. Ставим число проголосовавших от 100 человек с оценками 7-10: убираем горячие маргинальные новинки. Убираем чилдрен геймс и ещё механики trick taking и set collection (филлеры).
Вуаля - перед нами нормальные игры.  

 

 
ZoRDoK
Со знаками препинания в своём комментарии разберитесь лучше, Валерий. А потом уже изображайте из себя grammar nazi.
07 февраля 2014 19:13
Валерий
Автор неграмотная школота... Чуть глаза не сломал, читая сей высер подросткового сознания.
07 февраля 2014 13:00
ZoRDoK
Ильшат написал:
а можно фото фильтра на бгг, а то я запутался в их кастомном поиске


Про фильтр в итоге скорее шутка. Он отсеет и хорошие америтрешки, и в любом случае покажет в лидерах не всем нравящиеся Доминион, 7 Чудес и Маленький Мир.
09 ноября 2012 09:55
ZoRDoK
VDmitry написал:
Я очень удивлен. Разбить массу настолок на группы для того чтобы их вычеркнуть и привести в пример Доминион - лично для меня игру посредственную - это мне непонятно.


Я специально сделал несколько оговорок про варгеймы и про хардкорные евро. Если человек их уже любит, то ему вся эта номенклатура не будет полезна. Ты, например, мог бы написать что-то такое же про рейтинги с точки зрения варгеймера - как избежать опасности плохих(с твоей точки зрения) варгеймов, не попасть на абстрактные варосы, понимать с первого взгляда, где Борг с реинкарнацией Мемуаров (допустим) и аналоги, а где действительно варгейм.

Я, например, попался и купил Liberte, которое оказалось не варгеймом, но выглядело прямо как варос.
09 ноября 2012 09:54
ZoRDoK
zlodich написал:
Глубоко заблуждаетесь!
Во первых, тут народ делится на несколько типов: 1) Действительно собирающих и красящих по месяцам для полки 2) Хардкорных игроков, постоянно играющих в клубах, турнирах и тп, малообращающих внимание на красоту покраски 3) что то среднее между 1 и 2.


Я не настолько хорошо знаком с миниатюрщиками, чтобы утверждать обратное, но пока что со 2-м типом не встречался. Если не говорить об играх в заведомо настольные варианты, типа Descent или Super Dungeon Explore, или даже ВО 1941.
09 ноября 2012 09:51
Ильшат
*заполненного фильтра
07 ноября 2012 14:31
Ильшат
а можно фото фильтра на бгг, а то я запутался в их кастомном поиске
07 ноября 2012 14:30
Ильшат
5+ за статью!
07 ноября 2012 14:25
VDmitry
Я очень удивлен. Разбить массу настолок на группы для того чтобы их вычеркнуть и привести в пример Доминион - лично для меня игру посредственную - это мне непонятно.

Ясно, что сваливать все жанры в одну кучу для оценки - и детские и варгеймы и т.д. - это идея бредовая. Но потому на БГГ есть и оценки по жанрам - не совершенная система, но приятная альтернатива.

Понравился вам к примеру Ганнибал, и хочется чего-то похожего - видим что он аж на 5 месте среди варгеймов, и сразу видны ближайшие конкуренты. На 5-й позиции среди детских числится "Animal on animal", а на 1-й позиции "умирающего" жанра вы обнаружите новинку "Android: Netrunner".

И почему-то пропущена тема о разнице БГГ-оценки и средней.

ЗЫ. А Clash of Empires это Clash of Cultures?
07 ноября 2012 13:04
zlodich
>> Миньки покупаются, чтобы тратить недели на покраску, грунтовку, склейку и любование плодами своего труда. Не для игр.

Глубоко заблуждаетесь!
Во первых, тут народ делится на несколько типов: 1) Действительно собирающих и красящих по месяцам для полки 2) Хардкорных игроков, постоянно играющих в клубах, турнирах и тп, малообращающих внимание на красоту покраски 3) что то среднее между 1 и 2.

Во вторых, правила к таким системам зачастую весьма объемны и затрагивают множество факторов, что делает такие игры интересными и крайне реиграбельными (для любителей стратегии и тактики).

Естественно это игры не для всех, и многих отпугнет перспектива годами собирать и красить свои миниатюры и разбиратся в множестве правил, но говорить, что это не игры вовсе не правильно.
07 ноября 2012 12:50
Leviathan
Концовка порадовала!)))
07 ноября 2012 12:30
pegasoff
Респект Зордоку. Очень точные наблюдения.
07 ноября 2012 12:03
Tanion
Слава, спасибо за интересную и полезную статью! Думал, что неплохо знаю БГГ, но узнал много нового.
31 октября 2012 21:59
Njuse4ka
Прикольно. Спасибо.
31 октября 2012 14:19
Android
Толковая статья, сэнкс.
31 октября 2012 11:50
Tanone
Хорошая статья.
Единственное замечание про "ту самую Циву". В оригинальной Циве практически нет проблемы рассчётов, там практически некуда компьютер приткнуть, собственно компьютерная версия игры провалилась самым жестоким образом. В ней есть ОГРОМНАЯ проблема торга. Длина партии такая астрономическая из-за свободного не регламентированного торга всех со всеми. Средняя партия идёт 30 туров.
31 октября 2012 09:24
Mazz_O
Спасибо, очень интересно.
31 октября 2012 08:58
deezynah
Dimka написал:

Можно увидеть получившийся списочек?


Если все отфильтровать по предложенной схеме, останется только Доминион с дополнениями. )
31 октября 2012 06:05
Dimka
> То есть - расширенный поиск, минусуем механику "коллекционные игры", избавляясь таким образом от кки и минек. Минусуем раздел ... Вуаля - перед нами нормальные игры.

Можно увидеть получившийся списочек?
31 октября 2012 05:19