ZoRDoK
08.07.2012

Крафтеры: мечи, пироги и колбаса.

крафтеры сквирл русские настольные игры сквирл

Вступление

Коробка

Хороший
:



За семью горами, за семью деревянными домами, в далёкой стране Германии в городе Дюссельдорфе Волькаром Вертичем была придумана и издана игра "Die Siedler". То есть, всем известные Settlers, или по-русски - "поселенцы". Нет, не с острова "Катан", а просто... просто поселенцы с просто острова. К чему это я?

А к тому, что перед нами, наверное, первая попытка (может быть, неявная) перенести эту игру на стол.

Плохой:



Игра "Крафтеры" имеет тему "невнятного возрождения". Название уже поругали на Тесере, но внутри всё примерно ему и соответствует. Комичный и практически никакой антураж, в котором в нонейм королевстве жрущий железо король (Внести мечи! Внести украшения! Внести яства! — с легкостью слетало с губ ненасытного короля) отправляет игроков строить с нуля небольшое поселение. Причём, эпоха игры, хоть и объявлена как "ранний ренессанс", имеет очень широкие допущения по границам, что видно на этих двух картах.

Смешение эпох

Могу ошибаться, но балы появились примерно в 17-18-м веках, а костюмы соответствуют вообще первой половине 20-го. Справа же представлены германские племена времён падения Римской империи (5-й век). Впрочем, королевство-то выдуманное, там всё могло быть. 

Злой



Мм... опять евро и опять тема притянута за уши: торговцы и ремесленники в пасторальном мире благостного королевства в вакууме - тысячи их. Давайте посмотрим, что там внутри. 


Компоненты


 Карты в игре сделаны на троечку. Видимо, печатались в наших типографиях, причём в тех, где не печатают даже обычные карты. Края с заусенцами, сами карты - просто толстый картон со скруглёнными углами. Коробка тоже будет похуже FFG или немцев - каркас, на котором сверху тонкая бумага, скорее всего быстро сотрётся, а углы порвутся. 

Сдвоенный жетон

Поле пестрит, а если в процессе игры - то совсем пестрит. Похоже, идея с жёлтыми границами не самая удачная. А ещё в держатель не влез жетон инициативы, поэтому авторы поступили оригинально - они не заменили держатель, а сделали два жетона.


Самое лучшее в игре - это её компоненты. Они действительно качественные и не уступают большинству немецких и американских игр. Есть впечатление, что акриловые кристалы, миплов и домики заказали из Германии. Картонные тайлы и поле дадут фору практически всем нашим локализациям.

Качество тайлов

Поле не в виде пазла, а классическое раскладное. Не бликует, кстати - никакого глянца даже на коробке. Цвета яркие и сочные. Правила в виде маленькой книжечки, сопровождаются рисунками и пояснениями сложных мест. Всё очень качественно - сразу видно, что хотели сделать не хуже "чем у них" и сделали. Молодцы!

Правила


Ох, ребята, ох. По прочтении правил я тяжко вхдохнул. Прямо в правилах на меня смотрела дурная механика номер 3, причём в её старинном виде, от которого отказались практически во всех новых игрушках. Это конечно же "слепой аукцион" с использованием своих ладошек. "А теперь зажмите в ладошку", и бородатые гики начинают прятать стопитсот акриловых скользких камушков за спиной в своих ладонях. Главный минус - ставки сгорают даже у проигравших. А ещё большая несправедливость у события "Налогосборщик" (как, кстати, вам неологизм?) - у поставившего меньшую ставку вообще отбирают все деньги. 

Второй момент - это костыльное решение проблемы, возникшей явно при тестах с хитрыми игроками. Теоретически можно зажать у себя тайл какого-то строения и не вывести его вообще на карту, что плачевно скажется на оппоненте. Чтобы такого не было, в любой момент своего хода игрок может заплатить деньги за здание и попытаться угадать игрока, у которого оно лежит. Т.к. шансов мало, что оно не то что принадлежит указанному, но вообще вышло на руки, то данный процесс выглядит весьма комично в большой компании. Деньги по плохой традиции, конечно, отправляются в банк, хотя логичнее было бы давать бесплатный шанс, но один за ход, и при удаче отдавать деньги бывшему владельцу здания.

А теперь Метатрон расскажет про сами правила, которые в целом хороши. 


 Перед нами поле с местами для строительства зданий. Здания соединяются в "пищевые" цепочки, которые могут сходиться (тогда здания на перекрёстках зависят от уже двух зданий), и в конечном итоге приводят к уберплюшкам. Все здания напоминают Settlers - тут и каменоломня, и угольная шахта, и пекарня, зависящая от поля с зерновыми, и всяческие лесоповалы, лесопилки и т.п. По этим тайлам передвигаются миплы и несут брёвна в пилораму, доски на стройку, а хлеб - в кадетское училище. 

Правила

Итак, игроки в свой ход получают мипла на базовом строении нахаляву и второго за оплату. Они берут 1 тайл здания и могут выстроить его, оплатив, если на карте открыты все нужные цепочки до этого здания. Затем игроки могут подвигать своих миплов и снять их на конечных пунктах, получив оплату. Также можно купить нового мипла, которых всего 4. Плюс, есть дисплей "событий", среди которых либо увеличение стоимости каких-либо клеток, либо квесты на снятие миплов с определённых зданий. Из чего следует, что последнее действие - это снять миплов со зданий для квеста.

Есть несколько нестандартных квестов, например тот же "Налогосборщик", который оплачивается деньгами. Есть общие квесты - награды очками тем, кто первый купит всех миплов, или потратит в течение хода 30-ть монет. В общем-то и всё, правила очень простые, цепочка ресурсная ясна - строй здания, получай деньги, строй дальше и выполняй поступившие в дисплей квесты, потому что только они и дают победные очки. 

Впечатления


Не смотря на замысловатые правила (т.е. как они написаны), игровой процесс идёт легко. После первых ходов уже понятно, что можно делать в игре и какие плюхи есть. Плюшек не так много, они обычно очевидны. Трудные решения игрокам приходится принимать, если они тянут 1 здание из 3-х для покупки, а не просто 1 случайное, и если пытаются выполнить какой-нибудь квест, перехитрив соперников. В остальное время решения очевидны, и не будут проблемой для новичков или детей. 


То есть, игра играет игроком, хотел сказать уважаемый Метатрон. 






Ну не совсем так. Всё-таки не играет, а решения на виду. Выбор всегда есть - сохранить миплов, или прямо сейчас забрать деньги. Строить здание в чужую цепочку, или выбрать полезное себе. Выполнять ли квест, который снимет всех миплов с поля, или плюнуть.

Поле

В целом, я считаю, что евро и "догнать Германию" получилось. Сделали не хуже, чем на западе. Игра вполне вписывается в концепцию семейного евро и тот же ассортимент Игроведа. Так что Северус не прав. 

К сожалению, закончить впечатления выпало мне. А впечатления от игры не самые лучшие. Жене она совсем не понравилась, она даже разругала меня, что я потратил несколько часов её жизни "на это". Да-да, мы играли более 2 часов, и хотя даунтайма в игре не было, игра очень сильно затянута. 

Буддийские монахи

Особенно сильно на это влияет переход инициативы. В правилах написано, что инициатива переходит к тому, кто получил очки. Получить очки чаще всего можно в свой раунд, поэтому карточка либо остаётся у игрока, либо переходит другому игроку, который только-только закончил свой ход. Т.к. колода событий отдаёт новую карту лишь в начале хода игрока с жетоном ининицативы, то представьте себе, насколько медленно двигается эта колода, если все пытаются эти очки получить. 

Второй момент - в игре нет никакого изюма, и упомянутые Settlers в ней не ощущаются. Всё примерно так - либо миплы пробегают "свою" ветку зданий и получают деньги, либо с выходом нового события игроки за 1-2 хода бегут миплами на нужные места и получают победные очки. Т.к. в ход можно добавить на поле всего 2-х миплов, из которых один попадает на одну из четырёх стартовых "дорожек", то всё это соревнование превращается в "кому повезло", что событие вышло именно на эти ресурсы дорожек, что у него уже есть рядом есть миплы, что его ход и т.п. Чуть позже в игре, когда открыты все ветки до конца, можно чуть-чуть разнообразить дорожки за счёт выставления компенсационных миплов, но это компенсация 1 мипла за 3-х миплов, которых игрок тратит на то, чтобы "добежать". Или "запитать". 

Поле близко

В конечном счёте интересно тут только выбирать тайлы для постройки и посоревноваться за 30 монет единовременной траты. Т.к. миплы покупать имеет смысл каждый ход, то и награду за них получает первый игрок. Остальные квесты очень ситуативны и зависят либо от игрока, в ход которого вышел квест, либо от игрока по правую руку от стартового (т.к. некоторые квесты срабатывают в начале хода стартового игрока). 

Итог


Северус и Метатрон решили, что в последней части буду снова я, Ханс. В итоге игра мне совсем не понравилась. Она является не шедевром, но и не говном. Это такой проходной середнячок, типичное евро, главное достоинство которой - перед нами первая полноценная и качественно сделанная евроигра-с-полем русского происхождения.

Для тех, у кого она будет 5-й или 10-й, она станет на какое-то время даже любимой, я думаю. В семье и с детьми пойдёт. Она красочна, правила простые, компоненты качественные и приятные. Но для гиков тут увы. Игра очень суха, процесс механистичен, тематика остаётся на уровне курсивных текстов в картах и на коробке. 

Чтобы не разочаровывать Сквирл, и прекрасную девушку Дашу, которая передала мне коробку со словами "а вот мне игра понравилась, надеюсь, понравится и вам", я объявляю конкурс. Дайте ссылку на свои статьи или заметки по настольным играм, и я подарю коробку тому участнику, который будет готов написать по игре обзор для diced.ru, и находится в Питере (или может получить игру через третьи руки в ближайшее время - т.е. до 15-го июля).

Возможно, вам игра понравится, и мы увидим совсем другой обзор.  

p/s
Забыл совсем про перл в правилах:  "...когда несколько игроков претендуют на победу... ...между ними происходит Подкуп...". 

 
ZoRDoK
У Альта получился трезвый обзор
http://www.boardgamers.ru/?p=2192#more-2192
29 июля 2012 10:19
ZoRDoK
Интересно будет почитать у тебя в блоге про неё. В Питере что-то несколько человек на продажу выставили, подозрительно.
22 июля 2012 01:06
Njuse4ka
ZoRDoK написал:
Нюсечка, это директор Сквирла, как я понимаю. Нет, автор у игры другой.


Я помню, как зовут автора, но не знаю, под каким ником он скрывается. И скрывается ли :) Мы ещё планируем "Битву легенд" освоить..
21 июля 2012 20:26
ZoRDoK
Нюсечка, это директор Сквирла, как я понимаю. Нет, автор у игры другой.
21 июля 2012 18:35
ZoRDoK
У кого я, например, "не замечаю слона"?
21 июля 2012 18:35
Njuse4ka
Shram, а вы кто, автор?
21 июля 2012 10:14
shram
Кстати, очень неудобно то, что надо надо перелистывать страницы, чтобы прочитать новые сообщения . Это не к теме разговора.
21 июля 2012 00:54
shram
у одних вы готовы размусолить маленькую соринку у других же вы не замечаете слона на столе! Давайте соблюдать минимальную этику и речь идет не о конфете а об адекватности...
21 июля 2012 00:51
shram
Да вы перегибаете) Это выглядит особенно глупо на ровне с тем что вы восхваляете =)
21 июля 2012 00:44
ZoRDoK
Вот как раз про кожу я бы посоветовал вам - не париться с этой игрой, а выпускать дальше.
21 июля 2012 00:33
shram
Да ладно вам обоим) Не накручивайте себя. Не стоит лезть из кожи вон если кто то иного мнения... Вы считаете это уж слишком важным для себя самих 8) Не благодарное это дело...
20 июля 2012 23:54
ZoRDoK
Приколись - даже бесплатно никто не хочет. =) Обзоры ещё есть, все сплошь хвалебные.

Прочитал как-то про эффект конфеты, и однажды на мне его применили, так что запомнил. Одна женщина (агент по недвижимости) помогла найти хорошую квартиру для съёма, а затем пригласила к себе в офис и попросила взять ознакомиться какие-то документы. Выдала всем по конфете, и никто не смог отказаться. А документы были - ну что-то вроде Гербалайфа или МММ. Но отказаться постеснялись, всё-таки конфеты дали бесплатно, неудобно.

Тут примерно также - бесплатная игра, и сразу неудобно. Мне тоже было неудобно, поэтому хочется эту конфету отдать дальше и снять тяжкий груз со своей совести. =)
20 июля 2012 23:04
Njuse4ka
А еще есть обзоры по крафтерам? А то мы в Вологде сели, разложили, прочитали правила, сделали несколько ходов, все перематюгались, поржали и сложили обратно. В ЭТО реально можно играть??? По-моему, фигня какая-то совсем... Удалось не "догнать германию", а догнать себя и пнуть под зад :) Понятно теперь, почему Юля так о ней отзывается, а ты готов отдать её первому встречному.
20 июля 2012 21:11
alfarabi
В Runewars тайный аукционн нормально влился.
15 июля 2012 19:17
Greta
Игра для меня не интересна, но как вы пишите достойно внимания.
09 июля 2012 15:59
ZoRDoK
Да, во время написания отчёта порылся на форуме бгг на тему "похожих игр", но там даже Runewars на полном серьёзе называли похожей. В Neuland не играл, так что ничего не могу сказать.
08 июля 2012 16:52
Dr. Nik
Neuland был давно, очень похоже
08 июля 2012 15:01
ZoRDoK
Крафтеры более-менее сбалансированы - это огромное достижение для нашей игры. Плюс мы тестировали с женой, а меня (правда, поздно) предупредили, что лучше играть на 3-4.
08 июля 2012 11:08
Mazz_O
Надо у тебя перенять ведение обзора игры со всякими лицами. Только у меня скорее всего ничего не выйдет, да и вставлять буду в лучшем случае своих же застольщиков. =)

А насчет крафтеров - я думаю, реально никто не ожидал топовой игры. Позитив уже в том, что идею не обгадили плохой механикой или балансом.

Ведь, чтобы игра была достойной, нужно пройти огонь, воду и сильную конкуренцию. А у нас пока конкуренции нет, да и Сквирл не выбирал из сотни еврогеймов для издания, как это происходит "Там". Вот ведь только начали игротеки авторов делать. Как подтянутся более достойные условия от издателей, тогда и игры будут нести больше.
08 июля 2012 09:38
Ksedih
Ну, на самом деле, ожидаемо, что будет чисто евро-евро обыкновенное, но самое главное в этой истории то, что движемся вперед. Красиво и проторенным путем. Наконец-то.
08 июля 2012 06:04