ZoRDoK
06.10.2011

В чём соль русских игр?

еврогеймы америтреш русские настольные игры русская школа настольных игр russian boardgames

Я постоянно задавал вопросы различным настольным героям, которые еженедельно объявляются у Юры в блоге. И основной вопрос, который меня действительно интересовал - какую изюминку видят сведующие люди в настоящих и будущих русских играх? Есть ли что-то особенное в русских играх? Я и сам отвечал на такой вопрос. Задал его, как помнится, Mazz_O. 

Но сейчас мне бы хотелось вновь поднять эту тему. После великолепного слёта авторов, организованного МосИгрой и другими крупными издателями, после завершения предварительной фазы обкатки нашей с Тимофеем игры. Наконец, после нахлынувших воспоминаний об играх 90-х. Что же такое - русская игра, и в чём её уникальность в мире настольных игр?

 

О Русскости

Хочу сразу заметить, что под "русским" в данном случае я понимаю некое духовное родство, мышление и самовосприятие. Русской игрой может быть игра, созданная татариным, украинцем или азербайджанцем. Всё-таки много кровь мешалась за историю, много общего до сих пор осталось после распада Союза.


О америтреше


Мне всё казалось, что настоящая русская игра должна быть похожей на америтреш. Он популярен, любим игроками разных возрастов. Фентези, космос и солдатики - любимые темы детей наших стран. Дети не играют в бухгалтеров и экономистов. Они играют в рыцарей, эльфов и космических пиратов. Они играют в казаков и разбойников, в русских и немцев, в белых и красных. Играют в войнушку, играют в дочки-матери, в чип-и-дейла, в трансформеров, в орков, в принцесс.

Но это заблуждение. Еврогеймы очень популярны среди детей и семей. Нет, американская культура в подмётки не годится культуре русской. Даже за годы тоталитаризма русская культура никуда не делась, она ушла в другую плоскость, в творчество ради творчества, в мастерство и намёки, в скрытую, зашифрованную иронию. То, что приходится говорить прямым текстом и повторять двадцать пять раз для американцев (я люблю их литературу, но всё же), будет затронуто пару раз у нас. Нет, америтреш - это не русский стиль настольной игры.


О 90-х

Увлечение многих гиков настольными играми (наших гиков) - родом из 90-х годов. Первые клоны монополий, первые оригинальные игры. Дети делали самостоятельно фигурки и поля, игрались в карты, находили различные новые игры с обычной колодой. Домино, нарды, шахматы с шашками. Время экспериментов, вселенского культа новья и любознательных переделок.



Именно там стоит искать наиболее очевидные признаки исконно русских игр. Свобода. Опыт и первые знакомства с западными играми помноженные на русскую фантазию дают удивительные примеры. Например, "Корона Амбера" - переделанная из Талисмана. Содержит кучу инноваций, много флавора и сюжетных хитросплетений. Книги-игры. Абстрактные игры, вроде Чудовища Джио-Джанги, уводящие игрока из этого мира в область фантазии своими рисунками и заманчивыми тропинками на основном поле.  

Уникальные клоны Монополии. Замечательная игра  Вестерн




Что было в тех играх? Кроме допотопных механик и фантазии, в тех играх было кое-что ещё. И это можно назвать одним ёмким словом - Душа.

Да, вот оно! В самобытных проектах 90-х, которые до сих пор ищут на форумах Игроведа,  была душа. Она манила и затягивала, позволяла детям фантазировать, а взрослым, по-неволе, втягивать себя в этот процесс. Особая изюминка заключалась не в хитро сбалансированнй механике, не в качественных миниатюрках или компонентах - да какие компоненты: нарезной картон, иногда чёрно-белая печать, бумага почти газетная, - не в профессионализме художников. 

Авторы игр вкладывали свою душу. В этой банальной и изъеженной фразе кроется весьма нетривиальный смысл. На западе в произведение закладывают "аллюзии" - намёки на другие произведения или известные человеку истории, упоминания которых привносят в книгу, фильм или игру новый слой, понятный лишь посвящённым. Это делают оттого, что душу вложить там могут очень немногие. К сожалению, выхолощенная европейская мысль хорошо подходит к решению практических задач. Для искусства и творчества она всегда тянулась на восток. У нас есть то, что ценится у них.


О Евроиграх

"Вложить душу" - это не значит отдать много сил для завершения проекта. Это значит библейское "вложить жизнь", сделать живым. Многие евроигры души не имеют. Это набор механик, удачных или нет, приправленных темой и дизайном.

Но есть, и их не мало, самобытных игр, которые создают европейцы. Нам нет смысла тягаться с ними по балансированию игр, доводя все три с половиной пути получения очков до рафинированного равенства при общих равных стартовых условиях. Нет смысла создавать супердвижки. Нет нужды стоять на перекрёстке миров и соединять америтреш с евро, как это делают чехи и поляки.



Мы можем вложить душу в игры. Сделать их живыми. Зельеварение - слабая игра, в этом согласны многие опытные игроки. Но в ней есть душа. И она по нраву не только нам, но и европейцам. 


Душа

Сделайте изюм! Вкладывайте душу в игры. Пусть игра будет дышать, пусть она будет с европейским балансом, американским лоском и нашей, глубокой, чуднОй, непонятной душой. Пусть у них будут аллюзии, у нас будет жизнь. Будут намёки, смех, горечь, надежда, абсурд и затаённая любовь к человеку, скрытая под маской и недоступная для понимания европецу.

Пусть он не знает, но пусть догадывается. И тогда он проникнется. Тогда будут русские игры, русская школа бордгейма, пусть в настольных играх будет то, что всегда было по нраву всему миру - творчество, пропущенное через себя, не выхолощенное, а живое и настоящее.

Пятнадцать фактов о Федоре Достоевском
p/s

Когда я, ещё учившись в вузе, спросил у взрослого швейцарца, что он читает, тот со смехом ответил: "Библию", "Плейбой" и "Идиот". Им не нужны наши механики и миниатюрки. Им нужна наша душа.


 
Alexander Yaremchuk
Слав, приложенная фотка - автопортрет Ивана Крамского, как я нагуглил.. Ты случайно не имел ввиду что это Достоевский?
23 декабря 2011 10:54
magnitt
Да, дела! Кажись Гарри Поттер немного перестарался! На следующий день после Stronghold Games о переиздании Merchant of Venus объявила FFG - http://www.fantasyflightgames.com/edge_news.asp?eidn=2761
Уникальная ситуация...
22 октября 2011 09:02
magnitt
magnitt написал:
А по поводу душевности – на Западе тоже есть очень душевные на мой вкус игры - например, Merchant of Venus, Magic Realm, старая Blackbeard. Многие их любят и помнят - скажем, перерисованную версию Merchant of Venus один энтузиаст делает на заказ, у него ее можно приобрести примерно за $150. И очень хорошо покупают. Многие делают сами. Не удивлюсь, если ее в какой-то момент переиздадут (я лично был бы этому очень рад).


Вау, я чувствую себя прямо Гарри Поттером - прошло две недели и вот оно: http://www.boardgamegeek.com/article/7693515
21 октября 2011 02:11
Серж
Вопрос культурной обусловленности конечно интересен. Но для его обсуждения нужна некоторая школа (как америтреш или еврогейм), чего у нас думаю нет.
В этом контексте не менее (а может более) интересна тема индивидуальных подходов к разработке игр, т.е. концентрация на индивидуальном творчестве.
08 октября 2011 13:34
KORKA
Это как в старом нашем кино - кино заканчивается и ничего не ясно. Типа зритель сам додумывай. С несчастной судьбой.
Из нормальных забытых наших - Диктатор-контроль. Так и вертится в голове все время. Уж больно красивые карты да и вселенная хороша. Атмосферно.
Ну и Зельеваренье. Вроде все у нее есть - а вот блин, все везде завалено монополиями во всех вариантах. И надо то вроде грамотно провести рекламу, сменить коробочку на типа как у Уно и продавать.
07 октября 2011 16:20
Mazz_O
Вот читаю всех и думаю, что каждый прав.... но до Русского стиля игры мы так и не дошли...может это как философский камень? =)

Какая у вас первая ассоциация с русским стилем? Лично у меня наверное уже не выкуришь из головы - Князья. Хочется Смуту опробовать и наши варгеймы, хотя последние как раз на иностранных механизмах вроде построены...
07 октября 2011 00:15
tasmandevil
Идея и смысл настоящей русской (в данном случае я подразумеваю такое широкое понятие , как славянская - россияне, украинцы, белоруссы и т.д.) игры - это, когда некий молодой человек сидел на печи тридцать лет и три года, а затем встал и, вдруг, начал направо и налево крушить врагов, что с точки зрения физиологии просто невозможно. Просто мы любим сказки, "халяву" и "что-бы весело". Мы любим дух соревнования, но не упиваемся им, мы любим побеждать, но для нас это не главное. Главное - сам процесс: ща как встану, дубиной махну и ВСЕ полягут. А ВСЕ - это и НАШИ в том числе, зато КАК махнул. Мы все читаем обзоры Нюсечки, Сновбоди, Маззо, Зордока и прочих замечательных людей, и в каждом обзоре еста та душа, о которой говорил тов. Зордок. Так и в наших, русских, играх - не ищите сбалансированности, продуманности, доделанности (это к Magnitt) - встали в тридцать лет и три года с печи, есть сказка, "халява" и "что-бы" весло - значит русская игра. Мы сыграем несколько раз, поругаем ее и дальше будем играть, потому что в этом мы все.

Извините, если что не так, просто мне так кажется :-)
06 октября 2011 22:57
Greta
Сейчас, на мой взгляд, русская душа такой же бренд как матрёшка и балалайка, о ней много говорят, но что это такое, увы, не знает ни кто. Игры появились не вчера, а человек играет всю жизнь, меняются лишь мотивы и «выигрыш».
06 октября 2011 19:14
magnitt
Прошу прощения, я сейчас длинно напишу, не бейте меня! :)

Игра честно сделанная для себя и не должна видеть света. Я уверен, на Западе куча людей, как и у нас, делают игры для себя, просто о них обычно никто не знает, и это нормально. Вообще надо определиться, какие задачи вы ставите перед собой. Облагодетельствовать игроков, предложив им игру, в которую им будет очень приятно играть? Снискать всеобщее восхищение? Заработать денег? Или создать игру "честно для себя", игру, в которую вам самим будет интересно играть? Мне кажется, что последний пункт почти всегда исключает все остальные. Игра, которую вы кропотливо сделали под себя и, возможно, своих друзей и близких – она почти никогда не может рассчитывать на широкую популярность, хотя возможны исключения. Если человек пытается выходить со своей игрой на рынок, ему, независимо от движущих им мотивов (слава, обогащение, осчастливливание игроков во всем мире), неизбежно приходится в чем-то наступать на горло своей песне – оттачивать механику, укорачивать время игры, и т.п., в общем, как-то ориентироваться на предполагаемую целевую аудиторию. И это нормально. Нормально делать игру для себя, но делать ее такой, чтобы она и другим понравилась. Самые удачные игры получаются именно тогда, когда это удается совместить.

А наши игры, к сожалению, часто недосбаллансированы, недопродуманы, в общем, недоделаны. Я смотрю на них и вижу отличные задумки, но результат часто слабоиграем, элементарно недоделан. И именно это и есть сейчас наиболее яркая отличительная черта наших игр. Вот и получается, что ничем кроме душевности похвастаться не получается. Просто придумывать чудесные идеи гораздо проще и приятнее, чем потом их реализовывать и доводить до ума. Первое – удовольствие, а второе – это уже почти работа. Когда наши разработчики игр научатся лучше выполнять эту работу, тогда можно будет задумываться о том, что такое русские настольные игры, что они могут дать миру – именно миру, а не самому разработчику и его близким. А пока как-то даже грустно об этом говорить.

А по поводу душевности – на Западе тоже есть очень душевные на мой вкус игры - например, Merchant of Venus, Magic Realm, старая Blackbeard. Многие их любят и помнят - скажем, перерисованную версию Merchant of Venus один энтузиаст делает на заказ, у него ее можно приобрести примерно за $150. И очень хорошо покупают. Многие делают сами. Не удивлюсь, если ее в какой-то момент переиздадут (я лично был бы этому очень рад).

Ну и наконец, разработка настольных игр – не самый простой способ зарабатывания денег. Мне кажется, живут на этом единицы. Поэтому предположу, что большинство зарубежных разработчиков занимаются этим делом не чтобы "запатентовать, продать, извлечь выгоду", а просто потому, что им это нравится. Как и нам.
06 октября 2011 15:13
Mazz_O
откровенно буду рад ошибиться в своих суждениях. Роботы? Ни в коем случае! Но с другой логикой, как минимум, хотя к делу не относится.

Я просто имею ввиду, что игра, честно сделанная для себя, может не увидеть свет с большей вероятностью, чем игра, сделанная на продажу. Коммерческий фактор губит в игре полёт фантазии, который автор именно хочет вложить, а не корректирует для издателя и толпы.

Исключения бывают и это хорошо.
06 октября 2011 13:23
Праволевный
Пример Клауса Тойбера - человек сам для себя, в свободное время создавал Игру. Они такие же люди, как и мы.
06 октября 2011 12:52
ZoRDoK
У них каноны творчества другие.
06 октября 2011 12:50
ZoRDoK
Статья не о том, что европейцы - роботы.
06 октября 2011 12:49
magnitt
Не согласен. Ни с тобой, ни с Максимом. Приятно, конечно, представлять себе иностранцев как таких роботов, которые думают только о наживе, и у которых душа если и имеется, то в каком-то недоразвитом виде, в то время как русский человек - самый душевный человек в мире.. но это очень близорукая точка зрения, на мой взгляд.
06 октября 2011 12:32
Mazz_O
Какое-то время я всех героев спрашивал этот вопрос. Никто толком не может понять, что может дать отечественный игродел миру. Про душу ты возможно прав, ведь для чего иностранец делает игры? в основном, чтобы запатентовать, продать, извлечь выгоду. Для чего наш человек делает игры? Чтобы играть самому с друзьями или детьми, получить приятные эмоции от того, что в глазах других игра имеет право на жизнь и апогей, ИМХО, когда в твою игру играют без тебя (тут Эльман докажет мои суждения, потому что все наши проекты первым делом разбирает в своей компашке его брат Вугар).

Прежде, чем появились все эти Бэттлстары, Спэйс Алерты и другие известные кооперативки, в далеких 90-х существовала игра "Полёт во Вселенной", где игроки командой проходили всяческие препятствия и по ходу игры еще и изучали Астрономию =)

Сказать, что нам ближе Америтреш, было бы в корне неверно. У нас есть как школа атмосферных игр, так и школа абстрактов. очень много абстрактных игр мелькало в магазинах и у детей они были слабопопулярны. Но если на божий свет вытащить эти игры сейчас, то возможно какой-нибудь Гигамик и взял бы их под крылышко. Сейчас передо мной лежит коробка старой Перекати-поле, чей концепт сейчас мог бы в Эссене выстрелить =)

Сколько известно людей, кто в компании единомышленников усложнял процесс известной мировой игры? Монополия, Маг, покер на костях...Спросить окружающий тебя народ - они скажут, что это такие же игры как и в детстве, только больно упрощенные =)

Русской душе чужда жажда прибыли, поэтому самые лучшие наши игры останутся "за кадром".
06 октября 2011 08:29